Расширять ассортимент автопроизводители могут за счет дизельных версий. Но вариант этот неоднозначный как для продавцов, так и покупателей.

Работа с ассортиментом – эффективный путь к наращиванию продаж. Но он не лишен рисков: можно ошибиться, включив в портфель продукты, мало востребованные или «пожирающие» старые, затраты могут не окупиться приростом продаж и др. Все это в полной мере относится к расширению производителями легковых автомобилей своих предложений за счет моделей с дизельными двигателями.

Дополнительной рискованности этим проектам придает то, что существенная часть потребителей либо сомневаются в преимуществах дизелей, либо просто недостаточно информированы или находятся под впечатлением стереотипов и мифов. Поэтому кто-то по незнанию не делает для себя лучший выбор, а кто-то, обманувшись в ожиданиях, становится неудовлетворенным потребителем. Конечно, много и тех, кто совершает осознанный выбор дизельного автомобиля, поэтому спокойно воспринимает сложные нюансы его эксплуатации и получает удовольствие от преимуществ.

Сказать однозначно, какой из двигателей лучше – бензиновый или дизельный, – невозможно. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, которые в большинстве своем не абсолютные, а формулируются с оговорками. Поэтому потребителю нужно рассматривать их в комплексе со своими предпочтениями, предполагаемым режимом эксплуатации автомобиля. А продавцам, возможно, имеет смысл, ориентируясь на вероятный алгоритм выбора потребителя, разрабатывать специальные маркетинговые коммуникации для продвижения дизельных авто.

И еще: популярности дизелей в ряде стран способствуют налоговые льготы, которые устанавливает государство, поощряя тем самым автовладельцев переходить на более экологичные и экономичные виды транспорта. В Украине ничего подобного нет.

Достоинства

>>> Ресурс: дизельные двигатели обычно служат дольше, чем бензиновые. Это объясняется более прочным и жестким выполнением блока цилиндров, коленчатого вала, деталей цилиндро-поршневой группы (они должны выдерживать намного более высокое давление), более низкими рабочими температурами и применением дизельного топлива, которое в отличие от бензина отчасти является смазочным материалом.

>>> Отсутствие сложной электроники: но этим достоинством в полной мере обладали только дизели с чисто механическим управлением. Современные же дизели с электронным управлением по сложности и уязвимости не уступают бензиновым двигателям.

>>> Экономичность: дизели расходуют примерно на 30% меньше топлива, чем бензиновые моторы с прямым впрыском того же поколения. Объясняется это главным образом тем, что в дизелях бльшая степень сжатия топливно-воздушной смеси, поэтому их коэффициент полезного действия на 30-40% выше. К тому же расход горючего у дизелей в малой степени зависит от нагрузки, и очень мал на холостом ходу. Поэтому дизельные двигатели дают автомобилям возможность проходить значительно большие расстояния, чем на бензине, что делает их применение логичным выбором для тяжелых грузовых машин, автобусов, автопоездов, коммерческих авто.

>>> Стабильность регулировочных параметров системы подачи топлива у дизельных двигателей выше, чем у бензиновых. Однако в процессе эксплуатации нужно строго контролировать качество очистки воздуха и топлива, а также исключить возможность перегрева мотора, что незамедлительно повлияет на работу форсунок и поршневой группы.

>>> Высокий максимальный крутящий момент: зачастую у дизелей он в полтора-два раза больше, чем у бензиновых такого же объема.

>>> Эластичность в рабочем диапазоне: находясь в зоне рабочих оборотов, современный дизель позволяет интенсивно разгоняться без переключения на пониженную передачу.

>>> Меньше боится воды: поскольку у дизеля нет высоковольтных цепей, он меньше чувствителен к попаданию воды (главное, чтобы она не проникла внутрь).

Недостатки

>>> Медленное прогревание:у дизельного автомобиля и мотор, и салон прогреваются заметно медленнее. Причина в более низких рабочих температурах двигателя. Но производители решают этот вопрос тем, что в случае необходимости устанавливают на авто дополнительные отопители.

>>> Требовательность к сервису:дизельные двигатели более чувствительны к качеству топлива, расходных материалов и соблюдению периодов их замены. Все автомобили, официально поставляемые в Украину, как правило, имеют специальную подготовку мотора и топливной системы в расчете на особенности отечественного горючего. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем покупать «серый» дизельный автомобиль.

>>> Техобслуживание дизельного автомобиля дороже: расходные материалы и запчасти для дизеля обычно стоят больше. К тому же производители рекомендуют в Украине у дизельных агрегатов чаще осуществлять замену масла, чем у бензиновых.

>>> Дизельный автомобиль стоит заметно больше, чем такой же бензиновый, прежде всего из-за высокой цены двигателя.

>>> По сложности современный экологически чистый дизель не уступает бензиновому, а по ряду параметров превосходит его. Также каталитическая система транспортных дизелей значительно сложнее, чем у бензиновых моторов.

>>> Дизельные двигатели сложнее агрегатировать с коробками-автоматами, поэтому многие переднеприводные модели младших классов, мини-вэны и «паркетники» по сей день поставляются только с механикой.

>>> Многие современные дизели имеют проблемы с тягой на низких оборотах – при попытке тронуться без подгазовки или ехать внатяг они легко глохнут.

>>> Ресурс турбокомпрессора существенно меньше ресурса двигателя, он предъявляет жесткие требования к качеству моторного масла. Неисправный компрессор может вывести из строя сам двигатель. Кроме того, собственный ресурс турбодизеля несколько ниже такого же атмосферного дизеля из-за большой степени форсирования.

Дизельное топливо

Все эксперты однозначно связывают перспективы дизелизации украинского рынка с повышением качества горючего.

Дизельное топливо (солярку) получают при перегонке нефти из керосино-газойлевых фракций. Оно состоит из углерода, водорода, кислорода, серы и азота. Это горючее характеризуют следующими основными показателями: цетановое число, вязкость, содержание серы и воды, плотность, температура помутнения, возгонка, несгораемые шлаки, смазывающая способность.

Цетановое число показывает способность топлива к воспламенению в камере сгорания и характеризует промежуток времени, через который оно, поступившее в цилиндры, воспламеняется. Чем он короче, тем дольше сгорает топливо и более плавно нарастает давление газов в цилиндрах, тогда двигатель работает более мягко. Чем выше цетановое число, тем легче с применением такого горючего завести двигатель. Температура вспышки для дизтоплива не должна превышать 70 °С, но и не быть ниже 55 °С (когда в горючем присутствуют легкие фракции, что недопустимо).

Частицы вязкого дизтоплива меньше разлетаются, а чересчур жидкое – не может достаточно смазывать детали топливного насоса. Плотность горючего характеризует его энергоотдачу. Чем она выше, тем больше вырабатывается энергии. Температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, имеет важное значение для работы при низких температурах. Дизельное топливо бывает: арктическое – применяется при температуре воздуха до -50 °С, зимнее – при температуре до -30 °С и летнее – при температуре до 0 °С (различные нормативные документы определяют также деление такого топлива на классы, марки, виды).

Главный экологический показатель дизельного горючего – содержание серы, точнее, сернистых соединений, продукты сгорания которых при взаимодействии с водой образуют кислоты. Они причиняют вред не только природе, но и двигателю, поскольку провоцируют коррозию металла, а также могут привести к его закоксовыванию. Но при уменьшении содержания серы ухудшаются смазывающие свойства дизтоплива, поэтому в него необходимо добавлять присадки.

Парафин, находящийся в составе дизтоплива, ухудшает его сгорание и засоряет систему питания двигателя. Для его растворения «умельцы» рекомендуют добавлять в солярку спирт. Но специалисты отвергают этот прием, так как спирт ухудшает смазывающую способность (хотя при этом дает увеличение цетанового числа). Кроме того, подобная смесь взрывоопасна. Не рекомендуется использовать смесь летнего и зимнего горючего, а добавление в летнее керосина или бензина не дает особого эффекта, но значительно ухудшает его качество.

По идее, с наступлением первых холодов на АЗС должны завозить только зимнее топливо, но не всегда спешат с этим, да и хочется распродать остатки летнего. Поэтому могут химичить, прибегая к приемам, описанным выше, или даже более грубым. К сожалению, распознать подделку в момент заправки невозможно, а двигатель может серьезно пострадать. Так что потребителю остается только доверять бренду горючего или АЗС.

Что же касается различной автохимии, производители которой предлагают автовладельцу самому решить проблемы с низким качеством топлива, используя цетаноповышающие, антигелевые и прочие средства, то здесь нужно быть очень осторожным. К тому же, если автомобиль на гарантии, то никакие присадки использовать не стоит, потому что это может быть расценено как использование несертифицированных материалов, за что его могут снять с гарантийного обслуживания.

История и устройство

Идеи «экономического термического двигателя» с воспламенением от сжатия неоднократно высказывались в конце позапрошлого века. Но в 1890 г. Рудольф Дизель первым запатентовал свое изобретение.

Первый макет мотора Дизеля появился в 1893 г. Изобретатель хотел заставить работать его на угольной пыли, чтобы заручиться поддержкой немецких угольных магнатов, но ему это не удалось. Первый рабочий образец был запущен 17 февраля 1894 г. на нефти, позже появились варианты, работающие на керосине и мазуте.

В 1903 г. был построен первый морской корабль с дизельным двигателем. Вскоре появился дизельный локомотив. Работу Рудольфа Дизеля продолжил инженер Проспер Легранж, работавший на Benz & Cie. В 1909 г. он запатентовал дизельный мотор с предкамерой.

Совершенствование технологий в моторостроении привело к появлению двигателей, которые стало возможно устанавливать и на легковые авто.

Первый такой серийный автомобиль появился в 1935 г. – такси Mercedes-Benz 260 (W170). Быстрый рост популярности дизельных моторов пришелся на бензиновый кризис 1970-х. Но массовую популярность дизельный двигатель в легковом автотранспорте получил не так давно.

Прорыв связан с запуском в 1997 г. в серийное производство новой системы впрыска топлива в мотор – Common Rail, благодаря которой его показатели значительно улучшились.

На сегодня существуют несколько типов дизельных двигателей, но в моторах для легковых авто применяются в основном две системы: с непосредственным впрыском (топливо впрыскивается в камеру сгорания над поршнем) и с вихревой предкамерой, причем вторые преобладают. В них впрыск осуществляется не в цилиндр, а в дополнительную (вихревую) камеру, которая находится в головке блока цилиндров и соединена с цилиндром специальным каналом так, чтобы при сжатии воздух, попадая в вихревую камеру, интенсивно закручивался, что значительно улучшает процесс самовоспламенения и смесеобразования.

Эффективным средством повышения мощности и гибкости работы дизеля является турбонаддув. Он позволяет подавать в цилиндры дополнительное количество воздуха, в результате чего увеличивается мощность. Давление выхлопных газов дизеля в полтора-два раза выше, чем у бензинового, что дает возможность турбокомпрессору обеспечить эффективный наддув с самых низких оборотов, избежав свойственного бензиновым турбомоторам провала – «турбоямы». Сейчас практически все дизели на легковых авто оснащены турбинами. На многих устанавливается также промежуточный охладитель наддуваемого воздуха – интеркулер, позволяющий поднять массовое наполнение цилиндров и на 15-20% увеличить мощность.

Мифы

>>> «Дизельный двигатель слишком медленный» – это осталось в прошлом, так как современные турбодизели гораздо эффективнее своих предшественников, а иногда и превосходят своих бензиновых «собратьев» с таким же объемом двигателя. Так, дизельные прототипы Audi и Peugeot последние годы неизменно выигрывают 24-часовую гонку в Ле-Мане, а новые двигатели BMW не уступают по мощности бензиновым и при этом обладают огромным крутящим моментом.

>>> «Дизельный мотор слишком шумный» – правильно настроенный дизель лишь немного «громче» бензинового, и заметно это в основном на холостых оборотах. В рабочих режимах разницы практически нет. Громко работающий двигатель свидетельствует о неправильной эксплуатации и возможных неисправностях.

>>> «Дизели имеют огромный ресурс» – он действительно может быть большим, но не нужно забывать, что утверждение о «миллионных» пробегах сформировалось в сегменте коммерческих автомобилей, являющихся дизельными по чисто экономическим причинам. Эти авто значительную часть времени эксплуатируются на «равномерных» режимах.

При одинаковых же условиях эксплуатации и режимах движения особых предпосылок к долговечности у дизельного двигателя нет. При активной езде он быстрее расходует свой ресурс, чем бензиновый, предназначенный для работы в более широком диапазоне оборотов. Да, в дизеле рабочие обороты ниже, однако нагрузка (давление в цилиндре) значительно выше.

К тому же ресурс цилиндро-поршневой группы – всего лишь одна из составляющих ресурса двигателя. Так, срок службы топливной аппаратуры современных дизелей в разы меньше, чем их же механической части.

>>> «Дизель – экологически чистый двигатель» – действительно, правильно настроенный и с исправным катализатором дизель имеет более чистый выхлоп. Но современные бензиновые моторы по этому показателю приближаются к дизелям.

 

>>> «Чудо биотоплива» – несколько лет назад наблюдался всплеск всеобщего интереса к биодизелю как топливу будущего. Но сейчас ажиотаж угас и велика вероятность того, что если биотопливо и станет массово использоваться, то это будет биоэтанол, предназначенный для бензиновых моторов.

 

Вопрос качества топлива и цены

Александр Подолянко, руководитель отдела маркетинга и планирования продукции Хонда Украина:

– Мы изучаем возможность продажи дизельных версий своих автомобилей на украинском рынке в будущем, так как видим, что в последнее время этот сегмент растет. Понимаем, что для сохранения уровня продаж мы должны расширять модельный ряд, в том числе, возможно, и дизельными автомобилями.

Безусловно, уровень продаж дизельных авто на украинском рынке невозможно сравнить с европейским, прежде всего в сегменте легковых машин. Этому есть ряд объективных причин, к примеру, недостаточное проникновение качественного горючего в регионы, особенно в небольшие населенные пункты, в то время как современные двигатели ориентируются на его высокие стандарты. Так, дизельные версии моделей Honda ориентируются на нормы Евро-5. Кроме того, дизельный двигатель дороже бензинового, а многие потребители не готовы на этапе покупки заплатить больше, особенно в недорогих сегментах авто, наиболее продаваемых в стране.

Максим Михедов, специалист по маркетингу отдела легковых автомобилей Volkswagen компании Порше Украина:

– По некоторым моделям Volkswagen спрос на дизельные версии сейчас превышает предложение. Нам и дилерам интересно расширение дизельного сегмента, поскольку мы считаем, что дизели TDI одни из лучших на рынке. У спортивного VW Scirocco вообще нет дизельных версий, Touareg почти все (90%) продаются с дизельными двигателями, а у Golf 30% – дизель. Общий показатель по всему модельному ряду ни о чем не говорит, это как средняя температура по больнице. Сейчас мы работаем над улучшением информированности потенциальных потребителей о малолитражных турбированных двигателях, например, 1.2 TSI – мощный и экономичный. Если говорить о факторах, сдерживающих развитие сегмента, то это качество топлива и цена – дизельные двигатели дороже бензиновых.

Желательны меры стимулирования

Андрей Ханин, маркетинг-менеджер Субару Украина:

– У Subaru в модельном ряду есть автомобили с дизельными двигателями, которые уже продаются в Европе. Однако продажи в Украине сдерживают несколько факторов, в первую очередь качество местного топлива. Эти дизельные моторы разработаны совсем недавно. Они являются единственными в мире горизонтально-оппозитными двигателями для пассажирских авто и, естественно, были созданы с учетом последних экологических норм Евро-5. То есть у нас нет возможности продавать автомобили с двигателями предыдущего поколения. В Украине же по-прежнему действуют нормы Евро-2. Стоит отметить, что некоторые заправки торгуют и улучшенным дизтопливом, согласно нормам ДСТУ 4840:2007, которое примерно соответствует стандартам Евро-4, правда, таких АЗС мало и качество горючего может сильно меняться в зависимости от станции. Однако мы не теряем надежду запустить дизельные модификации на отечественном рынке.

 

Вообще сегмент дизельных автомобилей в Украине крайне мал по сравнению со многими европейскими странами. Нужно сказать, что стоимость таких авто и их обслуживания выше, чем бензиновых версий, однако расход топлива гораздо ниже, к тому же они более экологичные. Поэтому было бы логично стимулирование государством их распространения, например, с налоговыми льготами, что делается в ряде стран.

 

Побороть стереотипы сложно

Александр Тимофеев, генеральный директор АВТ Бавария (официальный импортер BMW, MINI, дилер Rolls-Royce, ALPINA):

– Мы заинтересованны в продажах в Украине дизельных версий, так как, предлагая дизельные авто, можно охватить больше потребителей. А у BMW и MINI достаточно большая линейка дизельных машин, нам есть что продавать.

Сегодня бензиновые автомобили по-прежнему лидируют в объеме продаж, но наблюдается устойчивая тенденция роста доли дизельных версий. В 2011 г. в Украине продажи авто BMW с дизельными двигателями составили 36% от общего объема, для моделей X5/X6 доля дизелей достигла 40%.

При продвижении дизельных версий мы подчеркиваем их экономичность и очень высокие технические характеристики. Ведь именно дизели с технологией двойного турбонаддува BMW TwinPower Turbo, ориентированные на максимальное удовольствие от вождения в сочетании с топливной экономичностью, позволяют BMW устойчиво лидировать в автомобильном мире в области эффективности. А новый BMW ALPINA D5 – на сегодняшний день самый быстрый дизельный седан в мире.

Сдерживается развитие сегмента серьезными опасениями потребителей, вспоминающих 1990-е: плохое качество горючего и несовершенство конструкций топливных систем. В то же время далеко не все производители продвигают дизельные авто, боясь проблем с топливом. Кроме того, мешает предубеждение, что эти автомобили шумные и плохо пахнут соляркой. Сейчас это все позади, но побороть стереотипы в сознании потребителей сложно, для этого требуется время.

 

Дизель – элемент бренда

 

Юлия Кравчук, менеджер по продажам автомобилей Volvo компании Виннер импортс:

– Дизельные двигатели – один из ключевых признаков автомобилей Volvo. Их сильные характеристики – отличные показатели мощности и топливная экономичность.

В сегменте SUV большинство потребителей предпочитают автомобили с дизельными двигателями. Volvo предлагает им мощный пятицилиндровый турбодизель D5 и его «младшего брата» D3. В сегменте легковых авто С/D-класса есть возможность выбора между экономичным четырехцилиндровым турбодизелем в экологичной версии DRIVe и тем же D5.

 

По результатам прошлого года не менее 50% наших продаж приходятся на дизельные версии. В этом году есть предпосылки для роста их доли.

 

Характеристики топлива подтверждаются независимым тестированием

 

Людмила Тыбольчук, начальник управления маркетинга ООО Золотой экватор (ТМ WOG):

– На рынке постоянно появляются новые игроки, усиливается конкуренция, растет парк новых автомобилей и соответственно увеличивается число водителей, более требовательных к качеству топлива. Все это заставляет операторов розничного рынка нефтепродуктов думать о собственном развитии. Поэтому сеть WOG растет качественно и количественно, расширяет географию и ассортимент, модернизирует оборудование, использует новые подходы в работе и предлагает уникальные продукты. К числу последних относится и линейка нефтепродуктов под ТМ Mustang – Mustang95, Mustang100, ДП Mustang, которые имеют улучшенные эксплуатационные и экологические характеристики.

Топливо Mustang производится с использованием технологий химического концерна BASF, имеющего многолетний успешный опыт работ по улучшению характеристик топлива. В основе горючего находятся импортные нефтепродукты, поставляемые с предприятий Orlen Lietuva (Литва), Orlen (Польша), MOL (Венгрия), Mozyr Oil Refinery (Беларусь) и отвечающие европейским нормативам Евро-4 и Евро-5.

Дизельное топливо Mustang имеет такие дополнительные эксплуатационные характеристики:

• увеличенное цетановое число. Благодаря этому повышается мощность двигателя, снижается шум при его работе и облегчается «холодный старт»;

• высокие очищающие свойства. За счет этого форсунки остаются постоянно чистыми и обеспечивают более эффективный впрыск топлива, что снижает его расход;

• повышенные защитные свойства. Благодаря этому горючее лучше защищает детали мотора от коррозии, а топливные насосы – от изнашивания, в нем образуется меньше пены.

Кроме того, при сгорании этого горючего уменьшается образование опасных выхлопных газов, поэтому снижается экологическая нагрузка на окружающую среду. ДП Mustang соответствует нормам ДСТУ 4840:2007 (аналог ЕН 590) с содержанием серы до 50 мг/кг.

Характеристики топлива Mustang подтверждены независимыми тестированиями. На сегодня оно является лидером среди украинских брендированных нефтепродуктов по уровню узнаваемости, информированности и потребления (данные исследований TNS, 2010 г., и Touchpoll Ukraine, 2011 г.).

 

Сеть WOG в настоящее время насчитывает более 400 АЗК и охватывает все автодороги государственного и международного значения.

 

Интерес – в экологии и уменьшении стоимости владения

 

 

Олесь Шкуратов, маркетинг-директор Пежо Украина:

 

У Peugeot есть особая заинтересованность в продажах в Украине именно дизельных версий?

 

 

Мы заинтересованы не в этом, а в сохранении окружающей среды и уменьшении стоимости владения авто за счет невысокого расхода топлива. Ведь наиболее популярные у автовладельцев бензиновые двигатели объемом 1,5-1,6 л потребляют 8-11 л на «сотню» в зависимости от дорожной ситуации. К этому стоит добавить, что наши соотечественники зачастую перевозят значительные грузы в своих автомобилях, что еще больше увеличивает расход. Дизельные двигатели такого же объема потребляют 6-7 л горючего с меньшими выбросами СО2. Представленная нами в июле прошлого года модель 3008 с дизельным мотором 1.6 HDi, оборудованная технологией стоп-старт, потребляет и того меньше – около 5 л в городских условиях. Таким образом, мы просто хотим уменьшить затраты автовладельцев за счет внедрения новых технологий, которые давно уже популярны в Европе.

 

Какова сейчас статистика продаж бензиновых и дизельных версий Peugeot в Украине?

 

 

Приведу данные по регистрациям новых автомобилей, предоставленные Автоконсалтингом. 2010 г.: общая доля дизеля в новых автомобилях – 10%, доля дизеля в продажах Peugeot – 21%. По итогам 2011 г. эти показатели составили 12 и 31% соответственно. При этом особо хотелось бы отметить популярность дизельных версий модели 308 – 34% от общих регистраций и модели 3008 – 50%. Это говорит о том, что украинцы по достоинству оценили дизельные двигатели Peugeot, отличающиеся от своих конкурентов низким уровнем шума и вибрации, тяговитостью и надежностью. Мы и далее будем популяризировать дизель в Украине. В частности, в конце февраля на рынок будет выведен новый бизнес-седан Peugeot 508, в модельной линейке которого представлены сразу два турбодизеля, агрегатируемых только с шестиступенчатыми автоматическими коробками.

На ваш взгляд, что сдерживает развитие дизельного сегмента в стране?

С нашей точки зрения, дизель – правильный выбор для Украины. Это низкий расход топлива, малые выбросы вредных веществ в атмосферу, отменная тяговитость, надежность и долговечность. В странах Западной Европы существуют льготы на уплату ежегодного налога на автомобиль (назовите это дорожным сбором, налогом на экологию или еще как-то – суть не меняется), оборудованный дизельным агрегатом. В нашей стране, к сожалению, этого нет, хотя при существующем состоянии экологии в Украине это весьма актуально. Несмотря на отсутствие преференций для дизеля, его доля с каждым годом неуклонно растет, особенно в сегментах D/E и Premium. Это говорит о том, что в стране увеличивается количество экологически сознательных людей, умеющих к тому же считать свои затраты на топливо.

 

Доля дизелей будет расти

 

Людмила Руль, маркетинг менеджер автомобилей Audi компании Порше Украина:

– У Audi широкий модельный ряд и почти для всех моделей предлагаются дизельные версии. Выбор двигателя зависит исключительно от пожеланий и потребностей клиента. Если в Украине всего около 10% дизельных легковых автомобилей, то у Audi их доля в продажах примерно 30%. Наибольший процент дизельных двигателей в моделях A6, Q5 и Q7, что неудивительно: у нас есть очень популярный двигатель 3.0 TDI, который расходует порядка 7 л топлива в городском цикле и при этом демонстрирует внушительные для такого объема двигателя 500 Н.м крутящего момента.

Мы считаем, что доля автомобилей с дизельными двигателями будет расти. Во-первых, этому поспособствует стремление клиентов к экономии горючего: TDI-технологии – одни из самых эффективных из существующих. Во-вторых – улучшение качества дизтоплива в Украине, а соответственно и рост доверия потребителей к нему. Но пока некоторые дизельные двигатели, особенно малых объемов, например, 1,6 TDI, не поставляются в Украину из-за сомнения производителя в их корректной работе на местном топливе. В-третьих – рост количества моделей с дизельным двигателем: к примеру, недавно был представлен Audi Q3 с мотором 2.0 TDI, заказы на который сейчас активно поступают.

В своих коммуникациях мы пытаемся донести до потребителя тот факт, что современный дизельный двигатель ничем не хуже, а в некоторых случаях, особенно когда речь идет об экономичности и экологичности, – лучше бензиновых. Он больше не создает дискомфорта для водителя и окружающих.