«Деньги» выяснили, что происходит с ценами на бытовую технику в связи с нестабильностью курса гривны.

Колебания валютного курса не на шутку всполошили ритейлеров. В номере от 4 марта 2014 года «Деньги» уже писали о том, что интернет-розница повышала цены на бытовую технику и электронику чуть ли не каждый день.

Склады сетевых магазинов, таких как «Фокстрот» и Comfy, стали стремительно пустеть. Причина нередко была в том, что техномаркеты не успевали менять ценники с такой же скоростью, как онлайн-продавцы. Сейчас, когда гривна стабилизировалась, ситуация повторяется, но уже по-иному: в Интернете техника дешевеет, в то время как за его пределами цены существенно не меняются, - пишут "Деньги"

Цены с потолка

Цены на бытовую технику и электронику всецело привязаны к курсу гривны относительно доллара и евро. Соответственно, изменения курса тут же приводят к пересмотру ценников. В чем обоснованность такого супероперативного реагирования цен? Во-первых, немалая часть техники, представленной в рознице, завезена еще по старому курсу. Во-вторых, нередко контракты между поставщиками и закупщиками имеют фиксированные условия (например, оплату по курсу на определенный день). «Поэтому колебания цен, которые мы видим уже несколько недель, – не более чем спекуляция, заработок на нерадивости покупателей, которые все списывают на нестабильный доллар», – рассказал «Деньгам» руководитель одного из столичных интернет-магазинов, пожелавший не называть свое имя.

Тем не менее, если отследить колебания цен с начала марта, заметно, что стоимость отдельных групп техники и электроники вела себя по-разному. Например, практически неизменными оказались ценники на мобильные телефоны, на планшеты – колебались, но несущественно. Это связано с тем, что производители зачастую субсидируют стоимость этих гаджетов, поэтому магазины могут себе позволить держать цены на них стабильными.

С ноутбуками ситуация противоположная: они четко следовали за курсом, и разница в стоимости «до» и «после» подорожания могла достигать 15–20% (именно столько составляет «откат» в цене после того, как гривна начала укрепляться). А в «физической» рознице до сих пор сохраняется дефицит на лэптопы. «Из-за популярности планшетов спрос на ноутбуки последнее время падает. Поэтому мы не делаем большого заказа. Вот покупатели и «выгребли» почти все остатки», – рассказал продавец одного из столичных магазинов «Технополис» Сергей.

Бытовая техника тоже не отличалась стабильностью цен. Меньше всего подорожали пылесосы и телевизоры. Изменения стоимости по этим группам товаров составляло около 8–10%. Крупная техника, такая как холодильники и стиральные машины, напротив, оказалась чувствительной к изменению курса. Особенно в интернет-рознице, где после пика удорожания цены снизились на 20–22%.

Неподвижная сеть

Сильнее всего «балуются» ценами интернет-магазины, которым не нужно держать товар на полках, и пересчет стоимости проводится в несколько секунд. Достаточно лишь вбить в систему управления магазином новый курс. Поэтому они первыми отреагировали на падение курса гривны, они же первыми реагируют на ее укрепление.

В розничных супермаркетах ситуация иная: сперва они не стремились повышать цены, а теперь не торопятся их снижать. Это подтвердил экскурс в «Фокстрот», «Эльдорадо», а также магазины Comfy. Кроме того, в отличие от интернет-ритейлеров, у сетевых продавцов переоценка товаров осуществляется лишь раз в неделю.

«Так как по закупке товаров мы работаем только с официальными представительствами производителя, то приобретаем продукцию исключительно в гривне, и колебания курса не влияют на цену имеющегося ассортимента», – рассказывает генеральный директор Comfy Геннадий Вербиленко. В этом «оффлайновые» магазины действительно выигрывают у «онлайновых», поскольку последние не имеют запаса товаров на складах. И все же, без повышения цен не обошлось. «Розница тоже реагирует на изменения курса, и уже сейчас наблюдается спад цены. Но если в процентном соотношении курс поднялся на 20%, то цена на технику так быстро не растет. Продукция, которая была закуплена по курсу 8 грн./долл. почти по такой же цене и продается. Разница составляет лишь около 5%», – говорит директор западного филиала магазинов «Эльдорадо» Дмитрий Гайчук.

Кроме того, розница богата различными спецпредложениями и распродажами. Самая популярная акция сейчас, когда при покупке двух и более товаров на вторую позицию в чеке дается скидка 50%, а на третью – 100% (вернее, приобретение ее за символическую «1 гривну»). Она распространяется почти на все товары, кроме планшетов и телефонов (причину мы уже озвучивали – эти гаджеты субсидируются производителями).

Крупные магазины, как и прежде, сотрудничают с большим количеством банков, что позволяет им предлагать достаточно комфортные условия рассрочки и кредитования на срок до двух-трех лет. Соответственно, это снижает чувствительность покупателя к повышению цен. А сетевые продавцы от этого лишь выигрывают, распродавая склады.

Новые поступления техники, вероятно, завозиться в Украину будут, пусть и по более высокому курсу. Но ввиду укрепления гривны это не так сильно отразится на ценах. «Кроме того, по всем продаваемым товарам контракты были заключены за несколько месяцев до нового года. Соответственно, нет оснований увеличивать цены», – уверяет Геннадий Вербиленко.

Но, если быть честными, при такой ситуации с курсом покупка техники в Интернете может стать значительно менее выгодной, чем поход в розничный магазин. Главное – предварительно сравнивать цены, чтобы понять, насколько велика разница.