poezd1В борьбе за крупные контракты на поставку рельсов для модернизации российских железных дорог и строительства скоростных магистралей группа«Мечел»

 начинает опережать Evraz Group, многолетнего монополиста по выпуску этой продукции в РФ. Однако места на рынке хватит всем, и миллиардные инвестиции в производство 100 метровых рельсов могут окупиться уже за несколько лет.

«Мечел» убегает

Осенью 2012 г. группа «Мечел» планирует запуск первого в России и странах СНГ рельсобалочного стана для производства особо прочных рельсов длиной по 100 метров.

Стометровые рельсы с дифференцированной закалкой могут использоваться на линиях высокоскоростного движения и линиях с повышенной грузонапряженностью. Увеличенная длина рельсов позволяет сократить количество сварных соединений, повысить безопасность движения и максимально допустимые скорости подвижного состава.

Годовые потребности «Российских железных дорог» в 100 метровых рельсах оцениваются в 400-600 тыс. т, а в будущем, по мере реализации стратегии РЖД по полному переходу на использование длинных рельсов, закупки ж/д монополии могут составить и порядка 1 млн. т в год.

Именно в расчете на закупки госмонополии, которая пообещала ежегодно закупать 400 тыс. т 100 метровых рельсов, «Мечел» в 2008 г. начал реализацию проекта по строительству на Челябинском меткомбинате рельсобалочного стана.

В период кризиса его реализация несколько затормозилась, однако не была остановлена. При этом компания залезла в большие долги – из необходимых $850 млн. инвестиций взаймы под залог 20% акций «Челябинского МК» было взято $471 млн. (у «Газпромбанка», BNP Paribas S.A. и UniCredit).

Данный проект очень важен для «Мечела», поскольку рельсы нужны и для собственных нужд группы. Для разработки якутских угольных компаний «Эльгауголь» и «Якутуголь» компании придется строить железнодорожные пути длинной в сотни километров. Прокладка путей только к Эльгинскому месторождению угля протяженностью 330 км обойдется в $900 млн.

В марте 2012 г. «Мечел» запустил на ЧМК первую очередь нового комплекса по производству стали, который будет включать в себя МНЛЗ мощностью 1 млн. т в год, агрегат «ковш-печь» производительностью 1,2 млн. т, установку вакуумирования стали мощностью 650 тыс. т в год и рельсобалочный стан мощностью 1,1 млн. т. Стан сможет выпускать фасонный прокат а также не менее 400 тыс. т в год рельсов различной модификации, в том числе для скоростного совмещенного движения, для высокоскоростного движения и рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости. Специальную технологию производства рельсов длиной до 100 м купили у австрийской Voestalpine Group. Основное оборудование поставила Danieli, подрядчиком выступает китайская корпорация Minmetals Engineering.

При поддержке РЖД рядом с ЧМК планируется создать современное рельсосварочное производство, где стометровые рельсы будут свариваться в бесстыковые клети длиной по 800 метров и сразу же отгружаться для укладки скоростного железнодорожного пути.

Evraz «догоняет»

Заинтересованность РЖД в проекте «Мечела» объясняется не только ее объективными потребностями в длинных рельсах и стремлением сэкономить на закупке этой продукции по импорту (сейчас 100 метровые рельсы в объеме 50-100 тыс. в год закупаются у японской Nippon Steel).

Для РЖД также важно избавиться от монопольной зависимости в закупках рельсовой продукции от группы Evraz, которая до сих пор являлась единственным поставщиком обычных рельсов для РЖД.

РЖД и Evraz Group сотрудничали в рамках долгосрочного контракта, по которому с 2004 по 2010 г. ежегодные закупки должны составлять 700 тыс. т рельсового проката, 550 тыс. т термоупрочненных рельсов и железнодорожных колес с возможностью ежегодного пересмотра объемов поставок. С 2008 г. с предприятий Evraz Group ежегодно поставляется 850 тыс. т рельсов.

Летом нынешнего года РЖД и Evraz Group заявили о возможном подписании долгосрочного договора на поставку рельсовой продукции в 2013 - 2017 гг. В рамках такого контракта (пока он не подписан) Evraz поставит ж/д рельсы на 90 млрд. рублей (порядка $2,7 млрд.).

Холдинг Абрамова – Абрамовича будет поставлять РЖД как обычные ж/д рельсы типа Р-65 длиной до 25 м, применяемые для строительства железных дорог грузонапряженностью 25-75 млн. ткм в год, так и 100 метровые, производство которых сейчас спешно осваивается на входящем в группу Новокузнецком МК.

На сегодня Evraz является крупнейшим производителем рельсов в мире и единственной компанией, производящей рельсы в России. В состав компании входят два рельсопрокатных стана в России (НКМК в Сибири и НТМК в Уральском регионе), а также завод по производству рельсов «Роки Маунтин»в штате Колорадо в США. Общие мощности Evraz по выпуску рельсов составляют более 1,6 млн. т в год, в том числе более 1,1 млн. т в России.

В 2011 г. российские рельсобалочные станы Evraz были загружены на 90%, компания выпустила почти 1 млн. т продукции, из которых около 900 тыс. т отгружено на внутренний рынок, остальное ушло на экспорт.

Позиция монополиста на внутреннем рынке долгие годы давала Evraz возможность диктовать цену в контрактах с РЖД. Однако теперь ситуация меняется, и компании придется конкурировать за заказы РЖД с «Мечелом». В сегменте производства 100 метровых рельсов у группы Зюзина может быть существенное преимущество – у «Мечела» производство изначально«заточено» под выпуск длинных рельсов с выплавкой и разливкой необходимых марок стали.

Сейчас Evraz активизировал модернизацию рельсового производства на своих предприятиях, для чего в апреле пришлось остановить работу рельсобалочного цеха НКМК (входит в состав «Евраз Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат»). После завершения реконструкции в октябре-ноябре 2012 г. мощность стана вырастет с 720 тыс. т до 950 тыс. т продукции, при этом предприятие, помимо традиционных 25-метровых рельсов, сможет выпускать и до 450 тыс. т в год длинных рельсов для скоростного сообщения. В будущем планируется полностью перейти на выпуск 100-метровых рельсов. Общий объем инвестиций в модернизацию рельсопрокатного производства на российских предприятиях группы составит около $600 млн.

Отметим, что ранее Evraz Group сообщала о намерении частично решить проблему повышения качества производимых рельсов путем заимствования технологии Nippon Steel. Эта технология уже используется на заводе Evraz Oregon Steel Mills, который выпускает рельсы для американского рынка.

Проекты инвестиций в производство рельсовой продукции в РФ:

Компания

Предприятия

Годовой объем производства

Сроки реализации

Инвестиции

Evraz Group

Нижнетагильский МК

550 тыс. т 25-метровых рельсов объемной закалки с высокой чистотой поверхности

2010-2012

$60 млн.

Новокузнецкий МК

950 тыс. т, включая до 450 тыс. т 100-метровых рельсов для скоростного сообщения

2008-2013

$520 млн.

«Мечел»

Челябинский МК

400 тыс. т 100-метровых рельсов для скоростного сообщения

2008-2011

$850 млн.

 

Источник: данные компаний

Большую часть перспективного и емкого рынка стоимостью около миллиарда долларов в год надеется «подмять по себя» «Мечел», который под обещания РЖД с нуля построил новое производство. Новый рельсобалочный стан на ЧМК является универсальным, то есть может производить широкий сортамент длинномерного проката. Однако маржа при продаже этой продукции намного ниже, чем рельсовой, поэтому, если РЖД не обеспечит рельсопрокатному производству «Мечела» высокой загрузки, долговые проблемы группы, и так довольно значительные.

Таким образом, все зависит от перспективы закупок со стороны «Российских железных дорог». Нынешняя потребность РЖД в рельсах составляет около 1,1 млн. т в год. В деньгах ежегодный объем закупок рельсовой продукции составит 1-1,5 млрд. в год (стоимость тонны рельсов начинается от $1000 тыс.).

В том числе, госкомпания высказала готовность закупать порядка 400-500 тыс. т в год длинных рельсов для действующих и строящихся линий высокоскоростных поездов (Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Хельсинки, Москва – Нижний Новгород). К 2018 г. могут быть построены высокоскоростные линии до Казани, Самары, Екатеринбурга. К этому периоду, в т.ч. за счет программы замены изношенных железнодорожных путей, закупки РЖД могут достичь 2 млн. т в год. Этого хватит для загрузки производственных мощностей как «Мечела», так и Evraz Group.