22.08.2019

  Промышленность

Реприватизация-2014: ЗАлК национализирован. Кто дальше?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Решение было принято Высшим хозяйственным Украины судом в конце октября 2014 года. Основанием для его принятия стало невыполнение инвестиционных обязательств со стороны собственника, которым де-факто является компания российского миллиардера Олега Дерипаски РусАЛ, - пишет Forbes.

В пресс-службе РусАЛа российскому Forbes сообщили, что уже подали жалобу в Верховный суд Украины. Фактически, октябрьское решение Высшего хозсуда стало третьим судебным решением о возврате ЗАлКа Украине. «Производственные мощности ЗАлКа сейчас в режиме консервации, так как отсутствует стабильный спрос на алюминиевую катанку на внутреннем рынке Украины, особенно в зоне АТО. В связи с ростом тарифов на газ, электроэнергию, а также расходов на транспортные грузоперевозки и таможенное оформление сырья производственная себестоимость катанки на ЗАлКе возросла и в три раза превышает показатель аналогичной продукции российских предприятий», – сетуют в РусАЛе.

Консервация мощностей по производству катанки была произведена в апреле 2014 года. Однако еще в 2011 году предприятие прекратило выпуск первичного алюминия, мотивировав это отменой скидок на электроэнергию для энергоемких отраслей промышленности. А несколько ранее, в 2010 году, ЗАлК по собственной инициативе расторг кредитное соглашение о рефинансировании старой задолженности комбината на сумму в $75,5 млн.

Этот факт Генеральная прокуратура Украины тогда же сочла подпадающим под формулировку «невыполнение инвестобязательств» и инициировала судебный процесс возврата предприятия в госсобственность. Процесс длится уже четыре года.

«Реприватизация-2014»: Что еще кроме ЗАлКа может быть национализировано

Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК) Фото УНИАН

Активное развитие тема реприватизации и национализации получила в начале 2005 года, после победы Оранжевой революции и избрания Виктора Ющенко президентом Украины. К марту того же года был подготовлен «Обзор проблемных вопросов, связанных с приватизацией некоторых промышленных предприятий», который содержал список этих предприятий, общим числом 27 объектов, в том числе и ЗАлК. На первом месте была «Криворожсталь».

Большинство из перечисленных в списке предприятий благополучно пережили нависшую угрозу. Судьба некоторых кардинально изменилась, а часть все так же ждет решения своей участи. Forbes представляет самые знаковые из них.

«Криворожсталь»

«Криворожсталь»

Фото: arcelormittal.com.ua

Самый громкий и успешный пример реприватизации. В 2004 году 93% акций завода были куплены консорциумом «Инвестиционно-металлургический союз», принадлежавшим Ринату Ахметову и Виктору Пинчуку, за 4,26 млрд гривен. В 2005 году продажу оспорили в суде, предприятие вернулось государству и вновь было продано на открытых торгах почти за 25 млрд гривен индийской компании «АрселорМиталл Стил». Ахметову и Пинчуку вернули 4 млрд гривен. Сегодня предприятие стабильно работает.

Никопольский завод ферросплавов (НЗФ)

Никопольский завод ферросплавов (НЗФ)

Украинское Фото

Почти равные доли акций принадлежали группе «Интерпайп» Виктора Пинчука и группе «Приват» Игоря Коломойского. Стороны никак не могли найти совместную формулу управления. Периодически устраивали рейдерские захваты административного здания и назначали свое правление. В противостояние был вовлечен весь трудовой коллектив, подконтрольные СМИ освещали многодневные митинги и громкие заявления. Правительство Юлии Тимошенко публично пригрозило провести реприватизацию НЗФ. После примера с «Криворожсталью» стороны быстро нашли компромисс, разделили сферы влияния и прекратили противостояние.

Черноморский судостроительный завод

Черноморский судостроительный завод

Фото: nikolayev-shipyard.com

Более 90% акций принадлежало российским бизнесменам – братьям Олегу и Игорю Чуркиным. Руководство завода из года в год рассказывало журналистам, что вот-вот на подходе подписание контракта с крупной нидерландской фирмой, и показывало стареющие чертежи будущего судна. После того как появилась информация о возможной реприватизации, братья Чуркины устроили большой пресс-тур на завод. Тогда же сотрудники завода рассказали, что никакой производственной деятельности предприятие не ведет, а только в отдаленных цехах строятся небольшие яхты для частных заказчиков. Очень быстро Чуркины перепродали завод бизнесмену Вадиму Новинскому. Крупных заказов на строительство судов предприятие так и не получило.

«Укртатнафта»

«Укртатнафта»
Нефтеперерабатывающий завод компании «Укртатнафта» (Полтавская область)

В 2005 году пакетом из более 55% акций владели государственные структуры Татарстана и подконтрольные им офшорные фирмы. Украинские власти были недовольны тем, что собственник не поставляет на завод обещанные объемы нефти; не внес свою долю в уставный фонд и всячески оттягивал этот процесс; а также осуществлял непрозрачные процедуры реализации топлива и привлечения кредитов. К угрозе реприватизации собственники отнеслись без должного внимания, потому что были уверены, что Украина не решится устроить публичную тяжбу международного масштаба. Зато к 2009 году днепропетровская фирма «Корсан» с изначальным пакетом акций в 1,27% отсудила у Татарстана все 55,65%. Сегодня предприятие находится под контролем группы «Приват»; это единственный работающий НПЗ в Украине.

Николаевский глиноземный завод (НГЗ)

Николаевский глиноземный завод (НГЗ)

Фото: nikolaev-city.net

Более 55% акций принадлежало компании РусАЛ Олега Дерипаски. В 2005 году государство выставляло собственнику следующие претензии: не были полностью выплачены деньги за пакеты акций, купленные в 2000-2001 годах; не была проведена модернизация для повышения производственной мощности предприятия. В 2002 году в Харьковской области должен был быть построен алюминиевый завод, однако к его проектированию даже не приступали. Тем не менее, НГЗ продолжил работать. Сегодня он имеет льготы по завозу сырья, уплате налогов, экологическим инвестициям. Производственная структура построена так, что ее нарушение вызовет длительный простой в работе предприятия. Рисковать пока никто не хочет.

Львовский автобусный завод (ЛАЗ)

Львовский автобусный завод (ЛАЗ)

Фото УНИАН

В 2001 году контрольный пакет акций приобрело российское ООО «Сила-Авто», связанное с братьями Олегом и Игорем Чуркиными. К 2005 году выяснилось, что общество предоставило ложные сведения о происхождении денег, за счет которых купило предприятие. Тем не менее, завод продолжил работать, но назвать это нормальной производственной деятельностью нельзя – объемы все время снижались. В начале 2013 года производство было остановлено полностью из-за кредиторских и дебиторских долгов. Собственник не проявил желания искать выход из ситуации вместе с местной властью. Вот уже год руководство Львова просит государственные органы начать процедуру возврата ЛАЗа в собственность государства.

Комментарии

Маяк Мониторинг

Маяк Мониторинг - разнообразные услуги в сфере медиа-пространства: Мониторинг СМИ прессы Запорожья, интернет-ресурсов, разработка, поддержка, редизайн веб-сайта, последние новости Запорожья и д.р.

Email:

Info@mayak.zp.ua

тел:

+38 061 220 30 52

Использование материалов

Текстовые материалы, размещенные на сайте "Маяк-Мониторинг", могут быть использованы при условии установления гиперссылки в виде: сайт "Маяк-Мониторинг" (http://www.mayak.zp.ua), размещенной в первом абзаце копируемого материала.
Hosting Ukraine

Search