Сотрудники хранилища показали «Мрии» материалы, которые более полувека были под семью замками.

Сегодня в областном архиве лежат два миллиона дел, часть из обычного делопроизводства, но есть и те, которые по-прежнему носят гриф «Секретно». На протяжении прошлого года сотрудники ведомства постепенно поднимали некоторые из них, в итоге, приоткрыв завесу тайны над 882 томами бывшего СССР по пяти архивным фондам. Основная часть документации касается двух предприятий - «Мотор Сичи» и «Облавтодора». Из общего количества дел 71-му присвоен гриф ограничения доступа «Для служебного пользования».

Но даже сейчас, когда секретность по многим статьям развеялась, кроме обычной статистики, главное хранилище области продолжает беречь в своих недрах многие тайны. Процентное соотношение секретных дел к общему количеству, находящемуся в архиве на 1 января 2013 года - 0,46%, для сравнения, в 2008 году их было 0,8%. Кажется немного, но из общего количества более двух миллионов цифра получается внушительная. Поэтому работа по пересмотру грифов секретности материальных носителей информации продолжается.

- С каждым годом дел с грифом «Секретно» становится все меньше и меньше, а тогда, в советские времена, от всеобщего обозрения были закрыты тысячи документов. Открыть их стало возможным только спустя время по сроку давности, - говорит главный специалист, руководитель режимно-секретной службы Государственного архива Запорожской области Виталий Бондарь. – Поэтому сегодня мы обязаны их рассекречивать.

Но и здесь есть масса нюансов. Приоткрывать завесу на многие тайны сотрудники архива могут лишь в присутствии представителей предприятий и только тех, у которых есть нужный уровень допуска. Работа эта очень длительная и кропотливая, а потому занимает много времени. На каждой странице дела нужно проставить штамп и от руки написать название рассекреченного документа. На передачу дел из одного фонда в другой отводится не больше года. Бумаги в плохом состоянии, приходится еще реставрировать.

Мотор Сич

Производственное объединение «Моторостроитель» имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции»

- Мы рассекретили дела с 1944 по 1980 годы. Это целое направление истории, в них идет речь о жизни завода. Дело в том, что во время войны предприятие «Мотор Сич» считалось секретным объектом, так как здесь выпускались двигатели для боевых самолетов, - рассказывает Виталий Александрович.

Вот и получается, что вся деятельность оборонного комплекса страны хранилась в этих тяжелых папках. Здесь и приказы по основной деятельности завода, и технические совещания, и проекты, и планы производства со дня освобождения, и переписка с вышестоящими органами, решения, протоколы, количество цехов и сотрудников в них, количество станков, бухгалтерия. Но одним из самых важных документов можно назвать паспорт завода, где указана вся техническая информация о нем.

В своем роде, это огромная ценность, ведь здесь собрана вся история возрождения крупнейшего предприятия из авиастроительной отрасли, которое было на тот момент в Запорожье и таковым остается по сегодняшний день.

- Работники предприятия даже сами не знали о существовании этих документов. Ведь некоторые из них сдали нам на хранение еще полвека назад, а доступ к закрытой информации имели единицы. Теперь же доступ открыт, и они в любой момент могут их просмотреть, - рассказывает руководитель секретной службы архива. – Да и сами моторостроители в них очень заинтересованы. Как только узнали о свободе доступа, тут же заинтересовались. Благодаря этим данным они смогут написать историю родного предприятия. Важно это и для исследований наших краеведов.

- Гриф «Секретно» действует 5 лет. Спустя это время дела нужно пересматривать, а заодно решать, оставлять их засекреченными или отдавать «в народ». Но на протяжении многих лет эта процедура не проводилась. Поэтому, когда мы убедились в том, что эти документы не представляют ценности, а срок их хранения под замком превысил все нормы, мы сделали все, чтобы поставить их на одну полочку с общими делами, - продолжает Виталий Александрович.

Тем не менее, часть документов руководители предприятия решили оставить исключительно для служебного пользования. Поэтому доступ к ним ограничен, но его можно получить по специальному разрешению у директора областного архива, если не возражает руководитель предприятия.

Особый интерес вызывает комплекс документов, в которых ведется отчетный доклад о трофейном народно-хозяйственном имуществе за 1946 год. То есть список всего, что привозилось из Германии и других оккупированных стран.

Конечно, брали не все подряд, а то, что могло пригодиться в производстве авиационных двигателей. Здесь перечень станков, двигателей, деталей к ним. Репатриацию проводили, в принципе, на законных основаниях как победители. А затем перенимали опыт на основе уже готовой продукции немецких авиационно-моторостроительных предприятий, находящихся в американской зоне оккупации, чехословацкого завода «Юнкерс», производственных предприятий Магдебурга и многих других. То есть все, благодаря чему восстанавливали «Мотор» и запускали новые технологии.

Демонтаж оборудования проводится силами армейских трофейных частей при непосредственном участии и под наблюдением бригады работников завода. Они объезжали оккупированные территории, находили интересующее оборудование, демонтировали, грузили, перевозили в Запорожье, и уже здесь изучали. Целые книги с перечнем, что откуда изъяли и в каком количестве. Отдельная книга отведена только уникальному трофейному оборудованию, вторая – не задействованному. И таких десяки…

Да и выполняли все в очень сжатые сроки. Уже в 1946 году технику успели не только забрать и привезти в Запорожье, но и подготовить полный отчет о находках и достижениях с полной технической характеристикой трофеев.

Помогали нашим специалистам даже коллеги из Харькова.

Здесь же фотографии всех цехов в разрушенном и полуразрушенном состоянии, а также, когда их начали восстанавливать, бытовые комнаты, территория завода. На старых карточках видно даже нынешний жилмассив Шевченковского района и улицу 8 Марта, ныне проспект Моторостроителей. Правда, постройки вдоль трамвайной линии совсем не узнать, сегодня многие изменили свою форму. Видно, что уже в 1947 году работа кипела полным ходом. Завод был важной частью района, можно сказать, основной, вокруг которого и разрастался район.

Облавтодор

Запорожское областное управление по строительству, ремонту и эксплуатации автомобильных дорог «Облавтодор» одноименной государственной корпорации Министерства транспорта Украины

Также в этот раз архивариусы открыли доступ и к бумагам «Облавтодора» за период 1943-1964 годов. Дел по областному автодорожному предприятию не так много, но интересных фактов в них не меньше. Эти документы содержат информацию о всех грунтовых, асфальтных дорогах нашего региона. Также открыли карты и чертежи, которые готовились во время войны. По рассекреченным делам можно легко проследить историю строительства наших дорог.

Как оказалось, в те далекие времена «Облавтодор» строил только главные дороги – государственного значения. Пути сообщения между городами селами и поселками часто сооружали жители области, своими силами. Одна из таких Запорожье – Васильевка, без которой ныне жизнь себе не представляет каждый из нас. На такие работы государство деньги не выделяло. А потому как материалов и ресурсов не было, дороги строили на короткое время пользования. И только с конца 40-х годов начали ситуация изменилась.

Тем не менее «Автодор» должен был знать, сколько и каких дорог имеется на подшефной территории, в каком они состоянии, а заодно восстанавливать и обслуживать их. То же самое касалось и мостов. Поэтому сотрудники управления корпели над картами дорог с разным уровнем важности и качеством покрытия – гужевые, грунтовые, булыжные. И все это вручную. Здесь есть даже информации о применяемых технологиях, а также сроки их эксплуатации.

Конечно, сегодня обычные карты не вызывают удивления. Но эти можно назвать уникальными: их составляли вручную и без помощи спутников.

Здесь же хранится генеральная схема дорог Запорожской области, с картографическими приложениями, которое составляло проектное бюро, а заодно и все прилагающиеся документы, среди которых даже технико-экономическое обоснование. Сегодня они сохранились практически в идеальном состоянии. Так же как и список, вывезенного румынской армией, оборудования. Проще говоря, которое те украли. Среди экспортированной техники дизель, цистерны, лопаты, сверлильный и токарный станки, автомашины грузовые, легковые, катки и многое другое. Но больше всего удивили два украденных велосипеда.

Среди когда-то засекреченных документов нашелся интересный документ «Про полiпшення обслуговування iноземних автотуристiв, якi подорожують атошляхами Запорiзької областi». То есть, как было принято в старые времена, иностранным туристам показывали только передовые колхозы и лучшие участки. А потому заранее утвердили самые проезжаемые дороги по туристическим объектам и «Заходи благоустрою маршрутiв для iноземних туристiв». В нем говорится, что дорожные пути, по которым проезжают иностранцы, должны содержаться в идеальном состоянии, а на пути следования должно быть все необходимое оборудование для обслуживания: современные СТО с новым оборудованием, медпукты, аптеки, телефоны, переговорные станции, маршрутные знаки на иностранном языке, продажа сувениров, мотели, кемпинги, летние кафе и буфеты. Дополнение также гласило, что все проезжие части, фасады и крыши домов, которые располагаются на главных улицах экскурсионных маршрутов, должны быть отремонтированы и содержаться в чистоте. А внутри объектов, которые посещают интуристы, подготовить ответственный за их прием персонал. Более того, к работе допускался обслуживающий персонал исключительно со знанием иностранного языка. Здесь даже говорится, скольким официанткам в ресторане необходимо было его знать.

Компартия ежегодно утверждала список объектов, которые планировалось презентовать гостям страны, дабы похвастаться достижениями.

И все это в 1961 году!

Кстати, современный «Облавтодор» рассекреченными материалами пока не заинтересовался. По всей видимости, писать историю развития своего предприятия на примере «Мотор Сичи» они пока не планируют. Возможно, сейчас они просто уделяют все свое внимание восстановлению запорожских дорог, которые в послевоенные годы были в лучшем состоянии, нежели сейчас.

Сейчас всю информацию, с которой снят гриф секретности, передают в читальные залы и историки, исследователи могут ей пользоваться для подготовки своих научных работ, написания учебников, статей и так далее.

Материал предоставлен газетой "Мрія"