Как неизбежен приход весны, так и ежегодное паломничество жителей нашего города на кладбища. Вначале, чтобы убрать могилки усопших родственников, а затем, в поминальные дни, почтить их память.

В специализированном коммунальном предприятии “Запорожская ритуальная служба”, на балансе которого находятся 9 городских кладбищ, уже с середины марта начали полномасштабное наведение порядка на вверенных территориях. Более того, коммунальщики вывели своих людей, технику и успели вывезти около 120 тонн мусора даже с территории 11 бесхозных кладбищ. Активное участие приняли и частные предприниматели, работающие на рынке ритуальных услуг.

Однако в столь обширном хозяйстве есть и проблемы, связанные с вандализмом и прочими негативными явлениями. Как их решать, кого нужно вызывать в первую очередь, если у вас, не дай Бог, умер родственник, и что предлагают людям, которые по состоянию здоровья или из­за проживания в другой местности не могут ухаживать за могилами усопших, расскажет начальник СКП “Запорожская ритуальная служба” Александр Китель.

– Александр Сергеевич, какие задачи поставил мэр на последнем аппаратном совещании в горисполкоме в связи с вандализмом и другими проблемами на кладбищах?

Вопрос в большей степени касался вандализма и услуг по уходу за местами захоронений. Согласно санитарным нормам и другим нормативным актам кладбища должны быть ограждены. Это, в первую очередь, контроль за территорией и метод борьбы с вандализмом, а также со случаями незаконных захоронений и монтажа/демонтажа надмогильных сооружений. Большинство городских кладбищ у нас не имеют ограждения. А без этого очень тяжело контролировать территорию. По предварительному расчету, только для этой цели нужно увеличить штат сотрудников со 180 до 248 человек. Довольно проблематично в плане финансирования и дополнительное освещение территорий, а затем и содержание сотен ламп с оплатой за электроэнергию.

Чтобы не просить деньги в городском бюджете, в ближайшее время мы планируем на базе своего предприятия организовать цех по изготовлению железобетонных секций ограждения и за счет своей хозяйственной деятельности потихоньку изготавливать и устанавливать их.

Может, сэкономим деньги, если рассмотреть вопрос заключения договора с какой­либо охранной структурой, а может, вообще уйдем от этого путем установки видеонаблюдения. Достаточно одного человека, который наблюдает за мониторами, имея под рукой “тревожную” кнопку.

Видеокамеры позволяют видеть в ночное время суток?

Да, есть уже камеры, которые работают при минимальной освещённости. И тогда отпадает проблема всеобщего освещения территорий кладбищ.

Вы упомянули крематорий. Это реально?

Пока существует только проект, который был предоставлен на рассмотрение в 2009 году институтом “Запорожгражданпроект”. Предполагалось, что крематорий будет располагаться рядом с Капустяным кладбищем, вдоль “красной воды”. Но деньги на строительство так и не нашли. К тому же в этом вопросе существует много разногласий, в том числе связанных с религией.

Впрочем, если найдется инвестор с использованием современных технологий строительства, то этот вопрос, возможно, сдвинется с “мертвой точки”. Ведь в последнее время у нас участились случаи, когда в Запорожье привозят урны на захоронение из харьковского крематория (в Украине еще есть крематории в Одессе и Киеве. – Авт.). Если у нас организовать крематорий, то этой услугой смогли бы пользоваться не только жители нашей области, но и соседних. Разумеется, эта услуга значительно дешевле, чем обычное захоронение.

Известно, сколько людей уже пользуется этим?

По разным источникам информации, в вышеупомянутых городах этим пользуется порядка 30 % населения. Думаю, новое поколение у нас более прагматично и станет чаще обращаться к кремации.

Скажите, чем ваши услуги отличаются от услуг частных ритуальных служб?

У нас с ними здоровая конкуренция. В период 2010–11 годов на рынке частных предпринимателей наводили порядок, так как на некоторых из них поступало много жалоб от жителей: плохо оказывали услуги, зачастую обманывали людей и т.д. Городская власть вмешалась и издала соответствующее решение “Про упорядочение рынка ритуальних услуг”, была создана комиссия по мониторингу рынка ритуальных услуг. Кое­какие полномочия тогда прописали нам. И благодаря комплексному подходу на рынке ритуальных услуг навели порядок. Поэтому сейчас по качеству услуг мы с ними на одном уровне.

Если в город приехала погостить старушка из села и померла, можно обращаться к вашей службе?

Конечно. Ее можно похоронить на одном из открытых кладбищ, которые находятся на балансе нашего предприятия. Скажем, Кушугумском, и совсем неважно, какая у нее прописка. Тут решение принимает исполнитель волеизъявления усопшего. Главное, чтобы у умершего человека был паспорт гражданина Украины. На основании этого выдается и свидетельство о смерти.

Когда случилось такое горе, каковы должны быть первые действия: вызывать милицию, “скорую” или участкового врача?

Я всем рекомендую сразу же звонить к нам в ритуальную службу, где работают три круглосуточных телефона: 220–30–22, 270–68–67, 270–40–00. К вам приедет агент ритуальной службы и сделает за вас все необходимое: вызовет бригаду скорой помощи, судмедэкспертизу (в обязательном порядке), если надо – представителей правоохранительных органов, санитарную службу, которая вывезет тело в морг или на вскрытие. Наш агент все организует, и человеку не надо в шоковом состоянии метаться среди всех этих телефонных номеров. Бывают ведь и негативные моменты. Скажем, человек начинает в суматохе звонить во все службы, тут же приезжают агенты, которых не звали, и начинают предлагать свои услуги, делить заказ и скандалить между собой, что ещё более усугубляет состояние человека, у которого случилось горе.

Как опознать ваших сотрудников?

У каждого сотрудника, независимо от того, частное это предприятие или нет, должно быть удостоверение личности с фотографией и печатью. Ему необходимо представиться, сообщить, какой именно ритуальной службы он агент. Человек должен знать, с кем общается, и понимать, чьи интересы представляет этот агент. Я бы даже порекомендовал запорожцам, если частный агент каким­то образом попал на ваш адрес, все равно перезвонить нам и выяснить, имеет ли право этот частный предприниматель работать на рынке ритуальных услуг.

Городские кладбища практически все закрыты. Помимо брони, там можно кого­то хоронить?

Существует метод повторного использования заброшенных захоронений. Периодически производится инвентаризация кладбища на предмет выявления заброшенных захоронений (от 15 и больше лет). Комиссией, в которую входят работники кладбища, департамента коммунального хозяйства и райадминистрации, составляются акты. Затем они передаются на исполком, где принимается решение, какое количество найденных мест признать бесхозными. Но еще раньше в обязательном порядке печатается объявление в СМИ о том, что будет проводиться инвентаризация и нужно прийти и навести порядок на могилах родственников либо поставить какой­то опознавательный знак. Ведь бывает, что стоит один крест, а кто лежит там, не написано. Естественно, эти места подпадают под повторное использование.

У вас минимальный заказ на погребение – чуть более 3 тысяч гривен, а нужно ли платить за бронь?

Да, в эту сумму можно уложиться с копкой могилы, транспортом и всем остальным. Сюда не входят лишь услуги отпевания и поминального обеда. Что же до брони, то нет такого понятия – оформить бронь за деньги. Есть Закон Украины, в котором четко написано, что земля на открытых кладбищах выделяется бесплатно. Возьмем, к примеру, Кушугумское кладбище: происходит первое захоронение, человек считает нужным оформить рядом участок земли для родственного захоронения, он пишет заявление, и это место ему выделяется бесплатно. На закрытых, соответственно, бронь не оформляется.

Теперь о существующей брони. Если у человека есть подтвержение того, что в тот момент, когда кладбище было открыто, он ее оформил, стоит отметка в журнале, предоставлены документы, что там его родственник, оригинал свидетельства о смерти ранее умершего, тогда и производится захоронение.

У вас есть еще такая услуга, как уход за могилами, притом даже для иногородних?

По инициативе городского головы в 2011 году мы изучали рынок ритуальных услуг в Украине и узнали, что есть такой вид услуги, как дистанционный уход за могилами родственников. Соответственно, мы создали сайт www.pogost.zp.ua для иногородних и тех, кто живет в других странах. И создали его таким образом, что там можно зарегистрироваться и оформить заявку по уходу за могилой родственника. Человек предоставляет данные кладбища, дату и ФИО усопшего, место захоронения которого он хотел бы облагородить. Наши специалисты выезжают туда, делают фотоотчет, в каком состоянии оно находится, и предлагают ему заказать услугу по уборке. Причем это может быть как единоразово, так и на протяжении длительного времени. После окончания работ заказчикам предоставляется фотоотчет о проделанной работе. Некоторые жители других областей и даже России уже пользуются этой услугой. Жители Запорожья тоже могут использовать этот метод. Ну, а кому удобнее приехать к нам, могут это сделать непосредственно на самом кладбище через заведующего или смотрителей.

Если заключать договор, сколько стоит ваша услуга?

Единоразовая уборка одинарного места захоронения размером 2,2х1,5 м стоит 75 грн., проводится “генеральная” уборка места захоронения. Последующие (если договор заключается на длительный срок) – 20 гривен в месяц, двойного места 2,2х2,2 м – 25 гривен и т.д. Цены, хочу заметить, у нас социальные – согласно нормам они должны быть намного выше. Но мы пошли и на этот шаг ради популяризации данной услуги.

Если к вам обращаются иногородние с просьбой отыскать могилу, можете им помочь?

Это можно сделать даже через наш сайт. Достаточно указать ФИО и дату захоронения. Даже если человек не знает, на каком кладбище покоится его родственник, мы постараемся отыскать его и сообщить заказчику.

Юрий Харченко
…………………………………………………………………………
Материал предоставлен газетой "Запорозька Січ"