Путешествия - главная страсть 23-летнего запорожца Александра Иванова. Любимым многими Египту и Анталии он предпочитает длительные автостопные вояжи в отдаленные уголки Евразии. В «послужном списке» парня есть и холодные берега Баренцева моря, и Байкал, и монгольские степи. А прошедшее лето он (на пару с таким же энтузиастом из Луганска) посвятил покорению Китая.

Сели и поехали

Жизнь каждого заядлого путешественника состоит из трех циклично сменяющих друг друга периодов: подготовка к дороге, само путешествие и разбор рюкзаков и впечатлений после возвращения. У Саши сейчас - третий этап. Потрепанная карта китайских дорог еще лежит на столе в его комнате, сувениры пока не вручены друзьям, распечатанные новые фотографии не успели занять место на стене рядом со снимками из прошлых туров.

Автостоп-способ передвижения на попутном транспорте. Обязательное условие -бесплатный проезд. Своеобразная «плата» - общение с водителем, помогающее тому скрасить многочасовую поездку. Сегодня автостопом путешествуют тысячи энтузиастов по всему миру.

- Не зря говорят: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь, - начинает рассказ мой собеседник. - Новый год я отмечал вместе с китаянкой - она путешествовала по Украине, написала мне на сайте путешественников и в итоге заехала в гости в Запорожье. Тогда и не догадывался, что через полгода сам окажусь в ее стране. Китай давно был моей мечтой, но в итоге все немного спонтанно вышло. Весной ездил по Турции, практически всю страну вдоль и поперек исколесил. Уже на обратном пути связался в сети с Игорем - другом из Луганска, с которым обычно вместе «катаемся». Пишу ему: «А летом погнали в Среднюю Азию!», а он в ответ: «Давай еще Китай пробьем (т.е. «посетим» в переводе со сленга футбольных фанатов. Оба парня - ярые болельщики - авт.), рядом же! У меня там подруга работает, приглашает в гости». Подумал немного, прикинул все-а почему бы и нет? В общем, еще домой не вернулся, а уже родителей «обрадовал », что скоро опять в дорогу (смеется). Сделали себе по-быстрому визы, Игорь сдал сессию, и в первых числах июня выехали.

- Как обычно - автостопом?

- Ну конечно, если есть возможность - всегда «стопим», так куда интереснее.

- А жили где?

- Взяли с собой палатку. Выбирали удобное место где-то на природе, недалеко от дороги, ставили и ночевали. В некоторых городах останавливались у знакомых или просто таких же путешественников, которых находили через интернет, плюс иногда приглашали к себе случайные попутчики.

Посланники Аллаха

- Отправились в путь мы из Луганска. Проехали Россию, потом Казахстан и Киргизию. Там уже бывали, поэтому надолго не задерживались. А вот дальше - новый для нас Таджикистан. Ему посвятили десять дней.

- У большинства украинцев с этой страной связаны лишь две ассоциации: дыни и Равшан с Джамшутом...

- Страна замечательная, о ней хоть отдельное интервью записывай! Но если коротко, то больше всего поразили две вещи. Первая - это природные красоты. Памир... впрочем, что рассказывать, смотри сам! (открывает на ноутбуке альбом с фотографиями).

- Да, впечатляет...

- Ехать по Памирскому тракту было очень непросто - дорога | плохая, машин мало. Приключений , на этом отрезке хватало. Но оно того стоило! Второй момент, который нельзя не упомянуть, - это местные жители. Не в обиду другим странам и народам, но в Таджикистане - самые гостеприимные люди на всем постсоветском пространстве! Буквально каждый второй встречный пытается пригласить в гости и накормить. Плов, баранина, дыни... Понятно, что ни о каких деньгах в таком случае и речи быть неможет. Есть у них меткая поговорка: «Незваный гость - посланник Аллаха». А тем временем заканчивался первый месяц нашей экспедиции. После Таджикистана снова заехали ненадолго в Киргизию и уже оттуда направились в Поднебесную.

Муравейник на колесах

- Сразу поинтересуюсь: как преодолевали языковой барьер? Ведь Китай - это уже не Средняя Азия, где многие знают русский. Английский помог?

- Не особо. В Китае его мало кто знает. В основном общались или выписанными из разговорника словами, или жестами. Иногда пользовались онлайн-переводчиком на планшете: вводили нужные фразы на английском и показывали китайский перевод человеку, к которому обращаемся. Он, в свою очередь, писал ответ иероглифами, а мы читали английскую версию. Временами получалось довольно смешно - сам понимаешь, что такое компьютерный перевод. Еще запомнили очень полезное слово - «ми фан», то есть «рис». Помогало, когда хотелось есть. Кстати, въезжали в страну мы через регион, населенный в основном уйгурами. Уйгуры - тюрки-мусульмане, с китайцами у них мало общего. И китайским среди них мало кто владеет. Но в этих краях мы почти не задержались - сели на поезд и поехали дальше.

- Поезд? А как же автостоп?

- Во-первых, автостоп там значительно хуже, чем в Средней Азии. А времени у нас было не так много - всего-то месяц на такую большую страну. Плюс в то время была страшная жара, а в поездах есть кондиционеры.

- И как тебе китайские железные дороги?

- Быстро и дешево. Хотя первая поездка нас немного шокировала. Местные помогли нам купить билеты, мы думали - обычный плацкарт. Но оказалось - там сидячие места по типу наших электричек. Кто не успел взять на сидячее-старается занять какой-нибудь угол, расстелить там коврики так ехать. Другие же едут стоя. Часами, а иногда и сутками. Вагоны подчас набитые, как наши маршрутки. При этом китайцы-пассажиры без конца куда-то ходят. Получается такой муравейник на колесах. Есть, конечно, обычные плацкарты и купе, но они значительно дороже. В итоге, с несколькими пересадками мы проехали почти всю страну с северо-запада на юго-восток. Большинство достопримечательностей, промышленность и крупные города - это все восточная и южная части.

Небоскребы и тарелка риса

- Крупный город-это сколько по китайским меркам?

- До миллиона человек - это для них и не город вовсе. А крупный - хотя бы миллионов пять.

- Представляю, какой шум и толкотня...

- Даже не представляешь! Особенно, конечно, Шанхай - самый большой город мира на сегодня. Шуткали - людей, считай, как пол-Украины! Добавь к этому суетливость китайцев и хаотичное дорожное движение. Я там немного поводил машину - это дурдом! А еще в их городах очень грязно. Мы считаем, что на улицах Запорожья много мусора, но по сравнению с Китаем это просто образец чистоты и порядка. Разве что в Пекине не такой бардак. А вообще из всех городов нам больше всего понравился Ханчжоу - тоже мегаполис, но там довольно тихо и спокойно (если верить Википедии, город-побратим Днепропетровска с этого года - авт.).

- Банальный вопрос, но все же задам его: на Великой китайской стене побывали?

- Понятное дело. Приехали, поднялись наверх. Хотя, если честно, она не впечатлила. Дело в том, что был сильный туман. Поэтому видели только вблизи. А весь эффект, как рассказали знающие люди - это когда смотришь, как стена «петляет» по холмам на десятки километров. Вообще, погода часто все портила: то жара, то дождь, то туман.

- Сейчас много говорят и пишут о «китайском экономическом чуде». Нередко нам ставят их в пример: мол, зачем нам та Европа, когда будущее - за Китаем...

- Не все так просто. Конечно, бурное развитие страны - это факт. Достаточно сравнить фото Шанхая сейчас и 20 лет назад. Повсеместно полно строек - и в мегаполисах, и в глубинке. Дороги (лучшие из всех, что я встречал где-либо), мосты, небоскребы, заводы... Обратная сторона медали - уровень жизни простого китайца. Пропасть между бедными и богатыми - еще больше, чем у нас. Обычные рабочие вкалывают, как батраки, и при этом могут позволить себе 3 тарелки пустого риса в день.

- А что, кроме традиционного риса, едят современные китайцы?

- У них вообще просто культ еды! Они перекусывают всегда и везде. Помню, едем в поезде. До конечной станции, Шанхая, всего час. Заходит новый пассажир, садится, открывает пакет с едой и начинает все подряд уминать. Час едет в поезде, но не может не подкрепиться! Кроме риса едят много мяса, разных бобовых, жареных и тушеных овощей. Любопытно, что салатов из свежих овощей они вообще не знают. Масса разных полуфабрикатов. Даже яйца вареные продаются запаянными. Попробовал местную сосиску- на мясо даже намека нет, одна химия. И во всем - огромное количество специй. Я думал, что самая острая еда - в Грузии и Турции. Пока не попробовал китайскую. Острые (в прямом смысле) ощущения гарантированы не только во время приема пищи, но и, пардон, при походе в туалет. Поэтому пришлось выучить еще одно слово - «булато», «неострый».

«Китайский тур» Александра Иванова в цифрах: Длительность: 101 день, Расстояние: 29500 километров, Количество стран: 5, Бюджет: около 5 тысяч гривен. Еще около полутора тысяч - оформление китайской визы.

- А как насчет экзотики - змеи, жучки-червячки? Попробовали?

- Естественно! Жуки жареные - на вкус как любой белок. Улитки очень понравились. Еще осьминогов ели - они и у нас продаются, но там «фишка» в том, что он 10 минут назад на твоих глазах в аквариуме живой плавал.

- А пьют, наверно, в основном чай?

- Как ни странно - крайне редко. У нас его любят куда больше, чем там, на родине напитка. Даже не знаю, чем это объяснить. Пьют преимущественно простую воду. Молока и молочных продуктов они вообще не употребляют - организм не воспринимает. За все дни в Китае только один раз увидел молоко на полке супермаркета. И то-польского производства. Поэтому, как только добрались до России на обратном пути, сразу же купили обычного кефира. И поняли: как же нам его не хватало!

Дорога в By ке лан

- Чего еще, кроме молока и кефира, хотелось на протяжении «китайского» месяца?

- Простого, понятного общения даже не с соотечественниками, а хотя бы просто с европейцами! Да, мы приехали познать другую культуру, как-то наловчились разговаривать с местными, но все же заскучали по чему-то близкому и родному. Стоит ли говорить, что менталитет у них совершенно другой? Например, еду я в метро, читаю что-то с планшета. Прямо надо мной навис молодой китаец. Внимательно рассматривает меня и то, что я читаю. У нас это называется «стоять над душой» и страшно раздражает большинство людей. А там так принято, и ничего неприличного в этом нет. С одной стороны - интересно, местный колорит, а с другой - со временем немного утомляет. Сколько же было радости, когда недалеко от российской границы нас взяли к себе дальнобойщики из Владивостока! Один из них рассказал какой-то анекдот - смеялись минут пять! Не потому что смешной, а потому что отвыкли.

- Что китайцы знают об Украине и украинцах?

- Практически ничего. Бывшая советская республика - и все. Кстати, «Украина» на китайском - «Ву ке лан».

- Как прошел путь домой?

- Во Владивостоке мыс Игорем попрощались: ему нужно было побыстрее вернуться домой на учебу. Зато туда как раз приехала моя девушка - пока мы были в Китае, она вместе с нашим общим другом добралась до Дальнего Востока - тоже автостопом. Домой возвращались через всю Россию. Погода, правда, опять не радовала: нескончаемые дожди, поэтому быстрее хотелось в Украину. Наконец, в Харькове сел на поезд до Запорожья. Как раз ко дню рождения брата успел! Родных не предупреждал - устроил сюрприз.

- Небось уже следующий маршрут продумываешь?

- Как минимум до полугода планирую дома побыть. Работу сейчас ищу. Весной, может быть, ненадолго смотаюсь в Румынию и Болгарию. В последнее время появилось новое увлечение: в каждом новом городе стараюсь покататься на трамвае и троллейбусе (если они там есть) и сохранить на память билет. У меня уже небольшая коллекция таких билетов. А следующей зимой, если все пойдет нормально, хочу «пробить» второй маршрут своей мечты: Иран-Пакистан-Индия.

Эдуард Андрющенко
 
Материал предоставлен газетой "Мрія"