В минувшую субботу сотрудники нашей редакции и Запорожского управления СБУ с привычными тугими пачками газет отправились в Мариуполь. Мы также взяли на себя обязательство доставить передачу запорожскому бойцу, который проходит службу в Национальной гвардии.

фото: maximdondyuk, instagram

Большая сумка лежит на стопке газет напротив меня - я внимательно слежу за ней и по мере необходимости, после больших ухабов, не даю ей свалиться на пол микроавтобуса. Мариупольский аэропорт, где располагается несколько различных подразделений, встретил туманом, двумя собаками и часовым на входе. Первым делом нужно закончить с передачей. Выясняется, что, к сожалению, Олега Гавриленко нет на месте - он после выполнения боевого задания отмывается в бане. Олег - сын сотрудницы Запорожской облгосадминистрации и нашей коллеги Ольги Здендяк - служит в элитном подразделении Нацгвардии. Большую сумку забирают его непосредственный командир и два сослуживца. Спрашиваю командира, как у Олега дела.

- Все у него отлично, служба дается легко, один из лучших солдат, на которого я могу положиться. Смелый, дисциплинированный парень. Недаром Олег проходит стажировку на инструктора подразделения Национальной гвардии, - дает командир краткую характеристику сыну коллеги.

Мы можем гордиться земляком. Набираю номер Ольги Здендяк и передаю трубку командиру - он повторяет ей только что сказанные слова и благодарит Ольгу Васильевну за сына. Любой матери будет приятно услышать такие слова. Тем временем за запорожскими газетами приходит начальник пресс-группы сектора «М» зоны АТО подполковник Дмитрий Горбунов. Благодарит:

- Хочется сказать спасибо вам и Запорожскому управлению СБУ, которое регулярно снабжает нас свежей гражданской прессой. Конечно, у большинства бойцов есть Интернет в мобильных устройствах, из которых они черпают новости и различную информацию. Но газеты - это немного иное, газеты - наиболее важный источник информации. Это аналитика и более серьезные материалы. Газеты отличаются от телевидения (пусть на меня не обижаются телевизионщики) большей достоверностью. В них, как мне кажется, меньше перекручиваются факты и больше проверяется информация. Достоверность и правдивость в газетах, на мой взгляд, совершенно другого качества. Да я и себя считаю газетчиком, так что всегда рад вашему приезду.

Мы тоже рады тому, что нас здесь ждут. Еще Дмитрий Горбунов рассказал, что его пресс-группа не сидит, сложа руки, ожидая нас и СБУ с автобусом, набитым прессой. Они выпустили уже второй номер газеты сектора «М» «Защитник Мариуполя», где на четырех страницах рассказывается о героических поступках бойцов, отдельных событиях или просто рядовых солдатах, которые проходят службу в их секторе, причем в различных силовых структурах.

Особое внимание, отметил подполковник, в этой газете уделяется взаимодействию армии с местным населением и общественностью. Акцентировал внимание на большой поддержке со стороны общественных организаций, таких как «Новомариуполь», «Штаб обороны Мариуполя», волонтерских организаций и простых рядовых волонтеров, которые приезжают на каждый блокпост, помогают едой, одеждой и обувью. Но самое важное для солдат - это внимание и ощущение того, что они нужны местному населению, что оно нуждается в их защите.

Кроме газеты, пресс-группа уделяет внимание, казалось бы, небольшим, но очень важным моментам: разработали шеврон для военнослужащих, несущих службу в секторе «М» в зоне АТО, нагрудный почетный знак, которым будут награждаться лучшие военнослужащие, а также майки с подобной символикой. Все это делается для того, чтобы поднять моральный дух бойцов.

В батальоне «Днепр», который расквартирован в мариупольском аэропорту, я лично убедился, насколько увлекательно солдаты изучают привезенные нами газеты. Боец батальона внимательно «читал» последнюю страницу «Комсомолки» с фотографией полуобнаженной девушки - тоже надо, дело молодое. Серьезный разговор состоялся с другим бойцом батальона с позывным Гром. Когда я его спросил об Иловайске, его лицо помрачнело.

- Весь батальон еще не может отойти от Иловайска. Много потерь, много в плену. Об этом вообще лучше не вспоминать. Психика начала восстанавливаться, а вы своими напоминаниями только тревожите.

- Прости, ходят слухи, что ожидается нападение на Мариуполь...

- Нападение ожидается, но мы готовы, мы для этого здесь и находимся. Пока есть силы и дух патриотизма, все будет хорошо.

К нам подошел солдат с позывным Сталкер - обладатель нового, незнакомого мне стрелкового оружия.

- Штурмовая винтовка «Форт». Ближе к СВД - снайперской винтовке. Оснащена оптическим прицелом, дальность больше, патрон мощнее, хороший ствол, - дал краткую характеристику своему оружию боец «Днепра».

Сталкер успел опробовать винтовку в бою - разница, говорит, ощущается. 98% этого оружия уходило на экспорт, а в украинскую армию образцы современного стрелкового оружия не поступали. Только сейчас некоторые единицы начали попадать в батальон «Днепр», у которого хороший спонсор.

Мы объезжали блокпосты вокруг Мариуполя и раздавали запорожские газеты, помогали сотрудникам СБУ осваивать профессию военного почтальона. На одном из них, под Володарским, полтавчане угостили горячей ухой, которую приготовила повариха Лида. Лида фотографироваться не захотела - опасается.

- Слушай, фотограф, у меня на улице живет сепаратистка, которая сказала, что как только придут «ДНРовцы», она сразу нас заложит. Дочка говорит: «Мама, ты что? Тетя Лена нас заложит».

- Бойцы кушают хорошо?

- Конечно, спроси у них.

- Ты не спрашивай, а садись и ешь, - пригласил меня к столу доброволец Виктор из Полтавы.

После быстрого обеда мы вышли к блокпосту, и 44-летний Виктор сел в шпагате на бетонный блок, стоящий на дороге. Его товарищ подал ему автомат. И тут я прямо увидел рекламу фильма с Ван Даммом из Полтавы. Да куда там Жан-Клоду?

Тем временем к главному редактору «Правды» Валерию Зотову и чекистам подъехали ребята из 55-й артба- тареи. Сотрудники СБУ перекладывали газеты в артиллерийский уазик, а Зотов обнимался со знакомым жителем Большой Белозерки, которого случайно встретил.

Я разговорился с коллегой из Мелитополя Владимиром Морозовским. Раньше он руководил мелитопольской телерадиокомпанией, а четыре месяца назад ушел добровольцем защищать Украину. Попросил его рассказать о службе.

- Ну, что о ней рассказывать? Служба как служба. Есть задачи, которые перед нами ставят и которые мы выполняем. Нареканий на выполнение нет, и я уверен, что и дальше не будет. Все ребята готовы воевать. Мы готовы отстаивать наши территории, и в армию все шли с одной мыслью, чтобы эта беда не пришла в наши дома и у нас не было бы этого безобразия. Сейчас много разговоров о прямом вторжении России в Украину. Я не знаю, что у них в головах, но они должны помнить, что наступать всегда тяжелее, чем обороняться. Они из таких же костей и мяса, как и мы, а политические риски от этого наступления намного сложней и дороже, чем территория, на которую они претендуют. Любая война заканчивается переговорами - другого пути у всех нас просто нет. И то, что мы здесь стоим, - один из залогов того, что, даст Бог, будет продолжаться перемирие и они сядут за стол переговоров. Поверьте, мы за это время научились воевать. Единственное, что раздражает, так это вранье - не видим мы помощи от Министерства обороны. Городская администрация Мелитополя очень помогает, волонтеры. А от министерства мы не получили ни зимних спальников, ни теплого белья. Ватники 74-го года выпуска выдали!

Пока мы разговаривали с Виктором, знакомый Зотова крепко прижимался к Валерию Михайловичу и отлипал от него периодически только для того, чтобы низко поклониться и произнести:

- Дай Бог здоровья волонтерам! Спасибо им за все! Если бы не они, мы давно передохли бы. Низко кланяюсь им за все.

Домой мы возвращались в пустом микроавтобусе. В моей голове все так и сидел на шпагате украинский Ван Дамм из Полтавы. Его поза напоминала мне положение украинской армии, которая одной ногой опирается на патриотов, взявших оружие для защиты своей Отчизны, а другой - на волонтеров, которым кланяются все без исключения бойцы на востоке Украины, и где-то посредине болтается Министерство обороны с ватниками 74-го года выпуска.

материал предоставлен газетой "Прав.Да"