О самолете «Илья Муромец» написано и сказано очень много. Эскадры этих воздушных кораблей можно по праву считать предшественниками Дальней авиации - главной ударной силы Военновоздушных сил Украины.

Для своего времени (1913-1915 гг.), когда самолетостроение только лишь начинало развиваться, «Муромцы» были поистине чудом авиационной техники, свидетельством яркого конструкторского таланта своего создателя - легендарного Игоря Сикорского.

Известно, что в годы Первой мировой войны завод сельскохозяйственных машин братьев Мознаимов (ныне - АО «МОТОР СИЧ») в г. Александровске приобрело акционерное общество Дюфлона и Константиновича. В сентябре 1915-го АО «ДЕКА» заключило контракт с Главным военно-техническим управлением армии на поставку 25 авиационных двигателей и еще 130 авиационных моторов типа «Мерседес»-129НР, которые, в том числе, предназначались для многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец». Медлить с началом производства было нельзя - шла война.

Сегодня мало кто знает, что эти легендарные самолеты принимали участие в боевых действиях и на запорожской земле, а наш город тесно связан с именами Алексея Туманского и Григория Сапожникова - двух легендарных летчиков, оставивших заметный след в истории отечественной авиации. О них наш дальнейший рассказ.

Авиабомбы от Ленина

Алексей Туманский родился в 1895 году в Санкт-Петербурге в семье чиновника. Но вышло так, что дворянский род Туманских, весьма славный и уважаемый, обеднел. Но худа без добра не бывает: глава семейства счастливо женился на крестьянской девушке Екатерине Щелкиной. В семье было восемь детей - две дочери и шестеро сыновей.

Осенью 1914 года Алексей Туманский поступил в Петербургский технологический институт. Там он узнал, что в воздушный флот требуются добровольцы. Их набирали из числа студентов. Юноша подал заявление и был зачислен летчиком-охотником в 1-ю авиационную роту. Вскоре он был направлен на Петербургские офицерские теоретические авиационные курсы при Политехническом институте в Лесном. После окончания был выпущен в чине ефрейтора, а затем направлен для дальнейшего обучения в Ка- чинскую авиационную школу. Ее полный курс Туманский завершил в 1916 году в звании военного летчика - младшего унтер-офицера. И тут вмешался случай.

Сразу после выпуска Алексей случайно встретил давнего знакомца - поручика Мигая, который служил в корпусном авиаотряде. Он и похлопотал, чтобы приятель был зачислен в этот же отряд. Здесь Туманский стал разведчиком, летал на самолете «Морис-Фар- ман-40». Однажды, при фотографировании вражеских позиций, самолет попал под обстрел зенитной артиллерии и был поврежден, но Туманский смог посадить его на свой аэродром. За этот бой он был удостоен Георгиевского креста 4-й степени.

В 1916-17 гг. Туманский совершил еще множество боевых вылетов на фотографирование вражеских позиций, артиллерийскую корректировку и бомбометание. И каждый раз, выполняя боевые задачи, демонстрировал чудеса смелости и героизма. Военное начальство неизменно представляло его к наградам и повышало по службе. Октябрьскую революцию он встретил полным Георгиевским кавалером.

В январе 1918 года начались боевые действия против белого корпуса генерала Довбор-Мусниц- кого. Пехоте и артиллерии 1-го Минского красногвардейского отряда помогала авиагруппа во главе с Алексеем. Летали много, запас авиабомб быстро израсходовался. Достать их ни в Гомеле, где находился аэродром, ни в других местах не удалось. И тогда Туманский отправляется в Петроград с донесением о начавшихся боевых действиях и просьбой помочь его авиагруппе - пакет вез лично Ленину. Встреча состоялась, и уже на следующий день Туманскому вручили мандат на получение авиабомб и взрывателей к ним. Кроме того, по личному распоряжению Ленина им выдали сверх просимого - личное оружие и комплекты теплого верхнего обмундирования.

8 сентября 1920 года А.К. Туманский вылетел на бомбардировку ст. Джанкой с приказом на обратном пути разбомбить вражеский аэродром у ст. Федоровка (ныне Запорожской области). Отбомбившись над Джанкоем, «Муромец» повернул на Федоровку, где с двух коротких заходов сбросил четыре пудовые и две зажигательные бомбы и уничтожил четыре из шести стоявших там британских «хэвилендов». За этот вылет Алексей Константинович был награжден орденом Красного Знамени лично командующим 13-й армией Уборевичем.

Безудержный импровизатор

О дислокации 1-го боевого отряда тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» Туманского в Александровске (сейчас - Запорожье) говорит и тот факт, что Алексей Константинович явился очевидцем гибели и похорон своего боевого товарища, легендарного летчика Григория Сапожникова.

Он родился в 1894 году в городе Бугульме, в семье мелких служилых дворян. Окончив Оренбургское реальное училище, добровольцем записался в армию. На предложение стать военным летчиком ответил согласием. Прослушал теоретический курс авиации и воздухоплавания в Петроградском технологическом институте и в 1915 году поступил на службу в Императорскую авиацию. После окончания Гатчинской авиашколы, Григорий был зачислен летчиком в 9-й истребительный авиаотряд, и в конце 1916 года направлен в действующую армию. Вскоре молодой пилот одержал свою первую победу - сбил над Язловцем вражеский самолет. В мае 1918 года он решает вступить в ряды Красной Армии. Григорий участвовал в боях с войсками Народной армии и белочехами, ежедневно вылетая на разведку и штурм белогвардейских позиций.

По воспоминаниям современников, Сапожников отличался высоким мастерством и безудержной смелостью, которая порой граничила с безрассудством. При этом он частенько был не в ладах с дисциплиной и отнюдь не считал себя убежденным коммунистом. В результате Григорий не сделал карьеры в советской авиации. С начала 1919 года он служил уже рядовым красвоенлетом в 1-м истребительном авиаотряде Юго-Западного фронта, сражаясь в самых «горячих точках»: против наступавших армий Деникина и Мамонтова. С августа 1920 года в составе звена асов Григорий воевал с врангелевцами.

Сапожникову принадлежит новшество в тактике - применение истребителя для штурмовых ударов во взаимодействии с конницей. Одним из первых Григорий выполнил и бомбометание с одноместного самолета-истребителя. В воздушном бою действия пилота были непредсказуемыми и не укладывались в классические схемы того времени. Это был пилот-импровизатор: решения принимал мгновенно на основе быстрой и точной оценки воздушной обстановки, безошибочно выявляя слабые места противника. Ни повторить маневры Сапожникова, ни противостоять ему не могли даже опытные белогвардейские летчики. Усилия красных пропагандистов, направляемые рукой самого Льва Троцкого, превратили Григория в «красного аса», имя которого стало хорошо известно не только друзьям, но и врагам...

4 сентября 1920 года Григорий Сапожников прилетел в Александровск. Накануне торжественного парада он решил продемонстрировать его участникам свое пилотажное искусство. Не успев набрать высоту, он заложил крутой вираж. Самолет «чиркнул» крылом по земле и разлетелся вдребезги. Смерть пилота была мгновенной. По одному из источников, Сапожников погиб из-за отказа износившегося двигателя. В свои неполные 25 лет Григорий Степанович успел совершить многое: на его счету числились семь сбитых самолетов противника и один аэростат. Похоронили его на старом городском кладбище Александровска, на северо-восточном его участке (ныне территория АО «МОТОР СИЧ»).

материал предоставлен газетой "Позиция"