Обычной жалобой на научную фантастику является ее отдаленность от будничной реальности. Читатели задаются вопросом: Где моя летающая машина? Но все изменения происходят постепенно, медленно, и могут застать нас врасплох.

Летающие автомобили могут и не появиться в ближайшем будущем (а, возможно, и могут), но беспилотные автомобили уже на грани превращения в общепринятые технологии.

Начиная с 2015 года, такие автомобили будут разрешены на некоторых дорогах Великобритании. Несмотря на то, что в них еще требуется водитель, способный в любой момент взять на себя управление, они все же являются значительным прорывом на пути к полностью автономным механизмам. Бортовые камеры, радары и GPS-навигаторы обеспечивают безопасность и энергоэффективность. Их использование снижает время, затрачиваемое на дорогу. Тем не менее, немногие согласятся передать управление технологии.

Взять например 3D-принтер. Что это? А это в первую очередь свобода от шаблона. Это возможность воплотить все свои художественные мечты в реальные объекты. 3D принтер Picaso тому подтверждение. Одним словом, это своя домашняя фабрика, которая способна дать волю вашей самой яркой фантазии. Конечно, это весьма дорогая покупка, но вполне посильна, ведь ее можно будет рассматривать, как инвестицию в будущее.

Отношение общества к технологии также формирует наше восприятие робототехники, еще одной сферы, где прогресс идет мелкими шажками, а не с широким размахом. Автономные и телеуправляемые роботы постепенно становятся частью общественной жизни. Робот-полицейский Knightscope К5, отличающийся несколько мрачноватым дизайном, начнет патрулировать городок в Силиконовой Долине в 2015 году. Его создатель надеется, что этот шаг приведет к его более широкому распространению в проблемных частях городов. Будучи безоружным, К5 оборудован батареей систем мониторинга, используя программное обеспечение для осуществления «поведенческого анализа» в режиме реального времени. Этот механизм также обладает способностью предотвращения химических, биологических и радиационных угроз. В то же время, проект Jibo, осуществляемый на народные средства (именно в 2014 году), возможно, станет первым «семейным роботом» - общественным роботом, не нуждающимся в передвижении, будучи насколько компактным, этот аппарат может сидеть за обеденным столом и участвовать в общественных обсуждениях, используя технологию распознавания лиц и отождествление выражения лица.

Общение с роботом - это одно, а понимание речи другим человеком, который говорит на совершенно другом языке - это совсем другое дело. Преобразование речи в режиме реального времени является одной из важнейших задач исследования искусственного разума. После десятилетий ложных открытий, сегодня этот инструмент уже в пределах досягаемости. В 2015 году Skype Translator, объединивший в себе достижения в области распознавания речи и нейронные системы «глубокого изучения», будет доступен в тестовой бета-версии. Но это совместное предприятие Skype и Microsoft является всего лишь одним из многих конкурентов во все более прибыльном секторе рынка телекоммуникаций. Войны в Афганистане и Ираке стали одним из локомотивов развития бесперебойного общения: лишь немногие переводчики среди людей готовы идти на такой риск. По иронии судьбы, именно война помогла нам преодолеть один из основных барьеров на пути к взаимопониманию.

Что там на горизонте?

Понимание самого себя - очень сложный процесс; что тут говорить о мире? Поиск своего места под солнцем требует большего внимания к мелочам и более важным вещам - от атомов до космоса и всего того, что находится за ним.

В 2015 году важнейший научный инструмент в истории возобновляет свою деятельность. Со времени обнаружения в 2012 году неуловимого бозона, деятельность Большого Адронного Коллайдера была приостановлена для проведения модификаций с целью повышения его мощности.

Ученые надеются, что коллайдер позволит найти доказательства суперсимметрии, одного из важнейших кандидатов в поиске теории за пределами нынешней стандартной модели физики частиц. С одной стороны, если коллайдер найдет такие доказательства суперсимметрии, это станет еще одним свидетельством предсказуемое™ природы. С другой стороны, если такие факты не будут обнаружены и на более сильных мощностях -это будет не менее интересным.

В 2015 году космический аппарат посетит самую дальнюю планету, обнаруженную в нашей солнечной системе. После девятилетней миссии, в июле следующего года космическая станция New Horizons пронесется над Плутоном (см.статью текущего раздела автора Оливера Мортона). Не мигайте, а то можете пропустить этот момент, потому что космическая станция пронесется над Плутоном слишком быстро, и не сможет остановиться, дабы мы смогли насладиться этим зрелищем. Тем не менее, астрономам будет достаточно и того, чтобы изучить Плутон и его семейство спутников. А действительно ли Плутон является планетой? После того, как в 2006 году Плутон был официально занесен в список карликовых планет, у него все еще остаются защитники, и, вполне возможно, что его статус будет повышен. Подумайте о Клайде Томбо, человеке, открывшем Плутон.

Его прах рассыпан за бортом New Horizons, и до самого июля ни у кого из нас не будет более яркого представления об этом холодном, одиноком привратнике того, что находится за пределами солнечной системы, всего в шаге от остальной части Вселенной.