За время существования рубрики мы рассказывали об исключительных чертах великих актеров и актрис, без которых их игра на экране выглядела бы не столь запоминающейся. Занять почетное место в истории мирового кинематографа Вивьен Ли помогла непоколебимость характера, Грейс Келли - внутренний аристократизм, Ингрид Бергман - природная естественность, Одри Хепбёрн - душевная чистота.

Касательно героини сегодняшнего рассказа не так-то просто выделить личную черту характера, которая помогла ей в профессиональной карьере. В отличие от коллег эта женщина не жила публичной жизнью, была скрытной, терпеть не могла вмешательства посторонних в личные дела. Ей даже дали специальное прозвище - «Мисс Я-хочу-побыть-одна». Окружив себя ореолом тайны, она обрекла свое имя на тысячи домыслов и сплетен. Что только про нее ни говорили, иногда доходя до абсурда, вопрошая: «А была ли Грета в самом деле?» Конечно, Грета Гарбо существовала, а вместе с ней на экране возник феномен таинственности и загадочности. Большой сборник ее фильмов можно увидеть посетив сайт Megogo.net, на котором представлен большой выбор разнообразных фильмов с ее участием, а просмотр кинофильма онлайн в хорошем качестве сделает ваш вечер незабываемым.

От героинь Гарбо невозможно оторваться. И дело не просто в божественной красоте, которой была наделена актриса, а еще и в магнетическом движении ее глаз. Гарбо могла сыграть только взглядом, не произнося ни единого слова, и зритель с ходу понимал, что хочет сказать героиня. На экране она воплощала идеал женского естества с извечными сомнениями, кокетством, жизнерадостностью и нежностью. Грета-одна из немногих, кто безболезненно пережил переход из немого кино в звуковое, став только еще популярнее. Но на гребне успеха она почему-то решила уйти в тень. Что же вынудило ее совершить саботаж? В чем, наконец, состоит «великая тайна» Греты Гарбо? 

Швеция - надежный экспортер даровитых актеров для Голливуда, и время доказывает, что связь эта становится все крепче и крепче. Каждая веха американского кино обязательно связана с несколькими именами артистов из скандинавской страны. Сегодня неделимой частью голливудского кино становятся Александр Скарсгаард, Юэль Киннаман, Нуми Рапас и Алисия Викандер, до этого громко заявили о себе Петер Стормаре, Стеллан Скарсгаард и Дольф Лундгрен. О неоценимом вкладе в развитие киноискусства Ингрид Бергман и Макса фон Сюдова и говорить не приходится. В разной степени тернистыми были творческие пути шведов, но сложнее всего пришлось первым экспатам - тем, кто отправился за океан в 1920-е годы. Отсюда и начинается история феномена Гарбо.

РОКОВАЯ ЛЕДЫШКА

Примечательно, что Гарбо - это псевдоним, который придумал для Греты режиссер Мориц Стиллер. В те времена по Швеции гастролировала норвежская актриса оперетты Эрика Дарбо. Стиллеру понравилось созвучие букв, он решил, что смена фамилии положительно повлияет на развитие карьеры Греты Густафссон, на тот момент еще студентки Королевской школы драматического искусства. Маэстро души не чаял в этой долговязой, широкоплечей девчушке с мальчишеской походкой. Между ней и кинокамерой существовала особая связь: в кадре утонченная красота Греты выглядела более завораживающе. Она пленяла. Стиллер чувствовал большой потенциал в девушке и задумал во что бы то ни стало продемонстрировать его публике. Она отдалась во власть своего маэстро, и он полностью оправдал доверие, добившись в 1925 году контракта со студией MGM. Но в дальнейшем талантливому тандему было суждено разойтись...

Некоторые критики считают, что именно переезд из Швеции в Америка усугубил природную скрытность Греты. Покидая Стокгольм, молодая девушка прощалась не только с родиной, но и с близкими - матерью, братом и сестрой. Семья Густафссон пережила немало горестей, грядущая разлука наводила семью на тоскливые мысли. Грета надеялась, что временные ограничения хотя бы воздадутся им с Морицом успехом в американской киноиндустрии.

Но меркантильные боссы киностудии скептически относились ко всему, что было непропорционально выше планируемого бюджета. Идеи Стиллера оказались слишком затратными. Луи Майер, по чьему приглашению режиссер и актриса посетили Америку, решительно покачал головой. Он с компаньонами не собирается раскошеливаться ради призрачных фантазий человека, который почти неизвестен в Штатах. Грета с горечью вспоминала произошедшее с Морицом: «Моша был очень талантливым режиссером, он шел впереди своего времени, особенно если сравнить его картины с американскими лентами, которые были либо неправдоподобно драматичны, либо эксцентричны. Я надеялась, что он станет лидером Голливуда, но этого не произошло. Американцы просто проигнорировали его. Они совсем не понимают европейцев. Стиллер видел, что не может сработаться со всеми этими людьми и решил уехать». Мастер уехал, оставив свое детище наедине с чужой средой.

Впрочем, кто знает, как обернулась бы история с Гретой, если бы не случайность перед съемками фильма «Поток». Актриса, первоначально утвержденная на роль Леоноры, внезапно заболела. Растерянная съемочная группа спешно начала искать претендентку на замену. Добрые люди в студии вспомнили об иностранке мисс Гарбо - девушке с удивительной внешностью, которую нельзя строго отнести ни к нордической, ни к славянской, ни к средиземноморской. Грета с ее отточенными, идеальными чертами лица обладала скорее универсальной внешностью. Подумав и посовещавшись, боссы утвердили ее на роль испанки, влюбленной в богатого наследника Рафаэля Брюлла.

Человеку, знакомому с каноническим образом femme fatale, трудно сопоставить актрису и испанский темперамент, требующий от исполнителя больше экспрессии и чувств. Но достоинство картины Монты Белла в том, что и «Поток» - не каноническая испанская лента, аутентично испанские в ней разве только имена и декорации. Героиня Греты Леонора Морено - милая особа, благочестивая и целомудренная, как все романтические персонажи. Она с предельным вниманием и учтивостью общается с окружающими, а в самые трогательные моменты встреч с возлюбленным теряет самообладание и тотчас робеет, устремляя глаза к небу. В ее чистом взгляде нет и нотки наигранности. Этому персонажу веришь, хотя подсознательно чувствуешь, что ему чего-то не хватает. Сцепа прощания Леоноры с матерью укрепляет в этом мнении. Девушка, вынужденная по воле властной матери Рафаэля покинуть родные края, с прискорбием смотрит на свою старушку мать. Она смотрит на нее не отрываясь - в эти мгновения взгляд Греты приобретает магнетический оттенок. Нет, эта девушка заслуживает лучшей участи и лучших декораций - уж точно не лошадиную повозку и ухабистый путь в неизвестность.

Режиссер Белл будто прочитывает мысли коллективного бессознательного и отправляет Грету в иную реальность - парижский мир богемы, богатства и тщеславия. Покинутая Рафаэлем, отказавшимся бороться за их любовь, Леонора сосредоточивает внимание на уроках вокала и становится оперной звездой Ла Брунной - идолом Парижа. От прежней девушки из провинциальной Альсиры не остается и следа, новая Леонора - дива в роскошных нарядах и дорогих украшениях. Она расцвела, из кроткой скромницы превратилась в роковую мадемуазель. Она научилась держаться с людьми на равных, в ее бархатном взгляде появилась надменная насмешка, которой по возвращении домой Леонора то и дело одаривает трусливого Рафаэля. Особенно показательна сцена в парикмахерской, когда девушка раскрывает тайну Ла Брунны.

С каким презрением и усмешкой Леонора глядит на ошеломленного Рафаэля, вздернув свои тонкие брови. Белл то и дело акцентирует внимание на реакции Греты чередой крупных планов. Не требовалось добавлять интертитры для объяснения слов Леоноры, все это было написано на лице у Греты.

История о двух несчастливых людях, имеющих все, что они хотят, в конечном итоге зрителям пришлась по душе. Таинственная мисс Гарбо заинтересовала непохожестью стиля актерской игры.

Ее нельзя было сравнить ни с Мэри Пикфорд, ни с Нормой Ширер. Было в Грете нечто диковинное. Ее взгляд пьянил рассудок и воображение.

На этой особенности построен следующий фильм Гарбо с говорящим названием «Соблазнительница». В фильме героиня Греты Елена уже более осведомленная в жизни дама, знающая о возможностях своей красоты. Руководимые физиологией и инстинктами мужчины готовы на все ради се благосклонности. Неважно где - в Париже или далекой Аргентине. Елена расчетливо пользуется их слабостью во имя личных интересов. Но игра инстинктов превращается в драму, когда в дело вмешивается любовь. Проливается кровь невинных, и красота, которой героиня гордилась, становится ее проклятьем.

Сила обольщения роковой женщины такова, что она способна разрушить незыблемые узы братской дружбы, как в фильме (Плоть и дьявол». Фелиция хищно ловит взгляд молодого и восторженного кадета Лео и с ловкостью морской сирены завладевает его разумом и сердцем. Она смотрит на мир свысока, не тратясь на сантименты. Как хладнокровно выражение се лица в сцене разоблачения любовников мужем-графом. Она вызывающе смотрит то на супруга, то на Лео - ей чуждо чувство вины. Фелиция не останавливается на достигнутом, поражая стрелами еще одного парня - Ульриха, лучшего друга Лео. В отличие от остальных, она прекрасно знает, кем Ульрих и Лео приходятся друг другу, но бесовская сила (или стремление к саморазрушению?) заставляет се усложнить правила игры. Ехидной улыбкой, напоминающей ухмылку Люцифера, Фелиция встречает шокированного на вокзале Лео, вернувшегося после ссылки за дуэль. Как вести себя, узнав о браке любимой женщины и лучшего друга? Джон Гилберт наделяет своего персонажа учтивой сдержанностью. Лео до последнего пытается побороть искушение, но дьявольская красота женщины вкупе с ее неоднозначным поведением оказываются могущественнее. Она снова падает в его объятия и клянется в верности. Но что ближе сердцу роковой дамы - «рай в шалаше» с преданным Лео или комфортный домашний уют с честным Ульрихом? Привыкшая к повышенному вниманию и светскому обществу, Фелиция выбирает второе, окончательно ставя клин между мужчинами.

В картине «Плоть и кровь» пастор Восс произносит перед Лео ключевую фразу: «Когда дьявол не может завладеть нами через душу, он создает красивую женщину, чтобы завладеть через плоть». Грета Гарбо олицетворяла такой образ вамп - неприступной ледышки снаружи, чувственной внутри. Вся история ее взаимоотношений с противоположным полом - история опасной игры, флирта и обольщения. Грете действительно подходили столь неоднозначные персонажи, именно в амплуа la femme fatale, а не романтичных простушек шведка выглядела притягательно. Это прочувствовали боссы MGM, решив и дальше штамповать с ней «роковые драмы». Впрочем, рано или поздно искушенный зритель бы подустал от однообразия, даже с такой пленительной актрисой в главных ролях. Поэтому справедливости ради весомая доля успеха Гарбо в конце 1920-х - это еще и заслуга актера Джона Гилберта. Он дополнял «холодных» персонажей партнерши живостью эмоций. По воспоминаниям современников, когда Гарбо и Гилберт находились вместе на съемочной площадке, между ними разлетались искры. Дуэт быстро достиг взаимопонимания, став одной из самых красивых и гармоничных пар в истории мирового кино. Грета редко подпускала близко к себе коллег: на съемочной площадке она сторонилась разговоров, не связанных с работой. Но Джон был исключением. Ни с кем и никогда Грета не изображала такую подлинную страсть на экране, как с Джоном. Неудивительно, что в картине «Любовь» Эдмунда Гулдинга звездное взаимодействие в кадре оттеснило сюжетные перипетии на второй план, хотя фильм снят по мотивам «Анны Карениной» Льва Толстого.      

ОНА РАЗГОВАРИВАЕТ И СМЕЕТСЯ!

Кажется, киностудия и дальше бы эксплуатировала соблазнительный образ Гарбо. Но в мировом кинематографе произошло явление, разрушившее исконное представление о киноискусстве. Гегемонию великого немого кино прервал звук. Наконец зрители могли не только увидеть, но и услышать своих любимцев. Сколько карьер великих актеров немого кино было погублено от их бессилия приспособиться к новым условиям! Звуковое кино подразумевало иную эстетику и профессиональную подготовку. От исполнителя требовалось не просто владеть главными выразительными средствами - мимикой, походкой, жестами, но и обладать хорошо поставленным голосом (о переходном периоде в американском кино хорошо рассказал режиссер Стэнли Донен в фильме «Поющие под дождем»).

После череды громких провалов звуковых картин руководство кинокомпаний с опаской вводило звезд в новый жанр. Особенно в MGM переживали по поводу Греты Гарбо - ситуацию усугублял ее акцепт. Но все беспокойства оказались напрасными, ибо фильм «Анна Кристи»КларенсаБраунабылтепловстреченпубликой. ГретаисполниларольмолодойдевушкиАнны, скоторойсудьба-злодейкараспорядиласьнелучшимобразом. Брошенная отцом и оскверненная двоюродным братом, она была вынуждена искать убежище вдали от близких. Но мужчины, оказавшиеся с ней рядом па новом месте, проявляли неуважение, идя на поводу у своих животных инстинктов. Со временем мисс Кристи возненавидела весь род мужской и затаила неугасающую обиду. Возвращение к родным истокам помогает ей по-новому пересмотреть свои взгляды. Впервые за долгое время персонаж Гарбо не образует любовные треугольники и не сводит мужчин с ума. Фатальная женщина спустилась с небес к низшим слоям общества и превратилась в простую, жизнерадостную и искреннюю девушку. Ледяная красавица с достоинством преодолела «чувственный» барьер, доказав умение играть более «земных» персонажей. Символично произошел «великий переход» в сцене первого появления Греты в фильме. Появление, стоит сказать, происходит не сразу. Режиссер будто намеренно вводит Гарбо в ее первый звуковой фильм с опозданием, подсознательно готовя зрителей ко встрече с дивой, которая впервые заговорит. Сцена хрестоматийна: раздается звонок в дверь, дверь открывается - и в проеме появляется миловидная дама с аккуратным беретом на голове. Незнакомка окидывает взглядом помещение и, наконец, заходит вовнутрь, волоча тяжелый чемодан. «Дай мне виски и имбирного пива. И не поскупись, приятель!» - этой фразой Грета Гарбо дебютирует в звуковом кино. Анна Кристи присаживается за столик и просит официанта принять заказ. Получив желаемое, она тотчас выпивает и просит посетительницу не смеяться над ней: у нее есть уважительная причина. В поведении Анны не остается ни капли аристократизма. Ее жестикуляция не отличается от той, которую используют разочарованные в жизни люди, желающие избавиться от мук совести. Ассоциации с образом фатальной женщины окончательно развеиваются, когда девушка начинает говорить. Низкий, хрипловатый голос Греты Гарбо прибавил выразительности к общему портрету Анны. Кажется, звук исходил из глубин души актрисы. Жизнь неслабо «потрепала» героиню. Обладай Грета нежно-бархатистым голоском, вряд ли образ выглядел бы столь достоверно.

Чуткие продюсеры быстро осознали открывающиеся перспективы от новых возможностей мисс Гарбо. Ей под силу играть реалистичных героинь. Так почему бы ей не сыграть знаменитую шпионку Мату Хари? В одноименном фильме Джорджа Фицмориса шведка продемонстрировала новые грани, блеснув хореографией. Танец Маты Хари до сих пор будоражит воображение миллионов киноманов. Словно жрица, сошедшая из фрески, Грета пластично двигается, балансируя на грани эротизма.

Вскоре спектр предлагаемых ролей опять начал сводиться к соблазнительницам. Грета, ставшая за это время суперзвездой Голливуда, решила во что бы то ни стало переменить ситуацию и лично разобраться с алчными кинобоссами. Имея напористый характер, ей удалось склонить шефов на свою сторону и улучшить условия контракта (а иначе шведка грозилась возвращением на родину). Мысли о возможных убытках оказались сильнее личных недомолвок. Компромисс был достигнут, и отныне Грета ставила условия: могла сниматься столько, сколько захочет, сама выбирала партнеров для съемок, не участвовала в продвижении фильмов, не общалась с прессой. Но, что важнее, Грета добилась самостоятельного выбора ролей. Неудивительно, что репертуар сыгранных актрисой персонажей с 1933 года качественно преобразился. Грета взялась за литературные экранизации романов. Друг за другом выходят «Разрисованная вуаль», «Анна Каренина» и «Дама с камелиями». Актриса блеснула многогранным талантом, научившись совмещать элементы комедийного и трагического. Игра Греты ровная, без надрывов. Шаловливой кошечке Маргарите Готье из «Даны с камелиями» одинаково веришь - как в увеселительных сценах, где она, облаченная в великолепные наряды, поддерживает светские беседы и игриво отплясывает кадриль, так и в эпизодах любовных встреч с Арманом Дювалем. Персонажи Гарбо стали еще более рефлексивными, более «теплыми» (ее Анна Каренина - сама нежность).

Но, восхищаясь изменениями в игровой подаче актрисы, нельзя не упомянуть фильм, который явился катализатором этих новшеств. Эта картина по-особенному была дорога Грете, потому что она рассказывала о Швеции, патриотизме и верности, а также затрагивала вопросы женской эмансипации. Перед актрисой стояла непростая задача интерпретировать одного из самых противоречивых персонажей в истории шведской монархии, а перед режиссером Рубеном Мамуляном - превратить в королеву саму Грету Гарбо. Обоюдные изыскания породили киноленту «Королева Кристина», которую многие специалисты считают лучшей актерской работой в фильмографии Гарбо.

Хороший актер должен обязательно верить в правду того, что он играет. То, что Грете был симпатичен образ королевы Кристины, нельзя подвергнуть сомнению. Между ними оказалось много общего: обе успешны, хороши собой, смелы в поступках и благородны в намерениях. Грета, как и Кристина в свое время, обладала невероятной властью над людьми. Миллионы мужчин и женщин сходили по ней с ума, как подданные в Швеции души не чаяли в своей властительнице. Но богом данное могущество расходилось с внутренним кодексом. Кристина не могла тащить на себе груз ответственности за сотни тысяч судеб, Грета терпеть не могла вмешательства посторонних в свою судьбу. Каждая из них по-своему выражала протест. Они действительно оказались родственными душами - неудивительно полное слияние, случившееся у Греты с персонажем. Пожалуй, ни в одной другой роли ее талант не раскрывается так мощно. Рубен Мамулян использовал лучшие актерские приемы Гарбо. Например, ее искусное владение взглядом. В этом ключе показательна сцена встречи Кристины с обезумевшей толпой, ворвавшейся во дворец. Она не боится приблизиться к разъяренным и начинает диалог. Одним только движением глаз она мгновенно утихомиривает толпу, заставляя замереть на месте. Ошеломленные люди внимательно ее слушают, словно попав на сеанс гипноза. В эти моменты Грета Гарбо действительно гипнотизирует, заставляя забыть обо всем на свете. Нет, это не магия пленки - это магия Гарбо. Рубен Мамулян поражается се уникальной способности, то и дело комбинируя крупные планы. По сути, актриса задействует минимум выразительных средств, но сила взгляда ее такова, что он оцепеняет и заколдовывает. Таким образом, секретное оружие Греты, которое режиссеры в эпоху немого кино активно использовали в фильмах, применил и Мамулян. Эффект получился ошеломительный.

В «Королеве Кристине» Гарбо разрушает целый ряд стереотипов, после чего она могла позволить себе на экране все. В фильме прекрасно проявляется ее комедийный талант, причем при необычных обстоятельствах. На протяжении игрового времени героиня Греты щеголяет в мужских брюках и рубашке, что само по себе зрелище противоестественное в сознании массового зрителя, ведь Гарбо - олицетворение женственности. Но актриса не побоялась пойти вразрез с общественным мнением. Сегодня уже трудно определить, в каком обличье Грета выглядит притягательнее - в платье или брючном костюме. Мужская одежда еще сильнее подчеркивала ее физические данные. Кристина статна, смела, держится с мужчинами на равных - нагляден эпизод в придорожном кабаке, когда она, никем не узнаваемая, сидит в компании испанского посла и дискутирует с полупьяными посетителями о точном количестве любовников королевы. Как экспрессивно лицо Гарбо в эти моменты. Ни нотки аристократизма - только живость эмоций и непринужденность действий.

Стало очевидно, героини Гарбо убедительны в комичных ситуациях. Оставалось делом времени участие актрисы в самом популярном жанре кинематографа. Но столь драгоценному бриллианту требовался лучший ювелир. Судьба свела ее с режиссером Эрнстом Любичем, подарившем миру блистательные картины «Неприятности в раю» и «Восьмая жена Синей Бороды». «Ниночка» стала первой комедией Гарбо. Несомненно, этот факт вызвал ажиотаж среди поклонников и специалистов. Прокатчики даже придумали специальный слоган к картине: «Гарбо смеется!».

И она действительно смеется в фильме, исполняя роль советской партработницы Нины Якушевой, прибывшей в Париж по заданию. По ходу сюжета девушка претерпевает трансформацию - от железной леди до романтичной очаровашки. Эрнст Любич помог Грете высмеять и спародировать доселе привычный образ ледышки. Она способна на большее. После духовного перевоплощения в Париже ее Ниночка так естественна и непринужденна, что от нее не оторвать глаз.

ДИВНАЯ ЗАГАДКА

От фильма к фильму Грета совершенствовала актерское мастерство. Кто знает, каких бы еще успехов на комедийном поприще она добилась. Но, завершив съемки в картине «Двуликая женщина», Гарбо навсегда оставила кино. Никто толком не мог понять, почему ей вздумалось уйти на пике популярности. Много легенд и невероятных гипотез было наспех придумано и растиражировано. Скорее в качестве успокоения, ибо истинная причина никого не устраивала.

В беседе со шведским журналистом Свеном Броманом Грета в конце своей жизни раскрыла карты: «Я устала от Голливуда и вообще не любила свою работу. Бывали дни, когда я просто заставляла себя идти па студию. Я ушла потому, что не было ни хороших идей, ни хороших предложений. Я снималась даже дольше, чем планировала. Мне всегда хотелось жить другой жизнью. Я бы остановилась раньше, если бы не контракт». Можно ли поверить в то, что актриса лишь выполняла обязательства и не получала удовольствие от игры на экране? Нисколько. Просто она была слишком замкнутой, а голливудские имиджмейкеры использовали даже эту особенность характера в свою пользу. Грета с горсчыо осознавала, что является маленьким винтиком в системе, и, чтобы остаться верной самой себе (а ведь она была крайне честолюбива), актриса решила уйти с гордо поднятой головой.

Великий актер считается таковым, если обладает уникальными признаками. Да, у Греты были прекрасные физические данные (поговаривают, что пропорции лица Греты идентичны пропорциям Венеры Милосской), но в историю кинематографа она вошла как олицетворение всего женского рода. Она могла сыграть роковую даму, лиричную простушку или остроумную королеву - кого угодно. Ее исполнение настолько универсально, что героини лишены каких-либо характерных особенностей. Все они - часть грандиозной композиции под названием «Грета Гарбо». В этом, собственно, и состоит «великая тайна» актрисы - в каждом своем фильме Грета воплощала подлинную женственность. Как метко заметил Фридрих Кракауэр: «Гарбо с почти инстинктивной точностью осуществила то, к чему предопределила ее сама природа, - быть женщиной в полном смысле этого слова».