Западные инвесторы изнывают от желания вернуться в Иран. Во второй половине 2014 г. многие из них приезжали в столицу страны, Тегеран, в предчувствии прорыва в переговорах государства с иностранными властями о будущем его демонстративно гражданской ядерной программы.

Жесткие западные санкции, разработанные для отвлечения Ирана от разработки ядерного оружия, нанесли тяжелый удар по экономике и оставили в ней нужду в капитале.

Безработица и инфляция вышли из-под контроля. Уровень заработной платы и курсы валют с 2011 г. рухнули более, чем на половину. По оценке американского правительства, показатели ВВП на четверть ниже, чем могли бы быть, если бы санкции не применялись. Иран не только отрезан от зарубежных рынков, но и вычеркнут из международной финансовой системы. За три года в стране не воспользовались ни одной картой Visa. Экспорт нефти снизился почти вдвое.

Даже сервис Perfect Money не сможет помочь продать продать PerfectMoney. Хотя, как известно, он позволяет пользователям интернета производить быстрые платежи и любые финансовые операции в Интернете. В идеале, чтобы воспользоваться всеми уникальными возможностями системы, нужно выезжать из страны.

В случае отмены санкций можно ожидать заметное улучшение состояния экономики. Чиновники прогнозируют, что экспорт нефти в короткие сроки удвоится. Автомобильная промышленность также восстановится достаточно быстро. Раньше она обеспечивала 10% ВВП, но за последние три года сократилась на 70% в связи с невозможностью использования импортных комплектующих. «Должна отметить», - сказала в сентябре Венди Шерман, лидер американской переговорной группы, - «что как только мы снимем основные санкции, - а это случится на одном из начальных этапов договора, - мир потоком хлынет в Иран».

Страны, принимающие участие в переговорах - Иран, Германия и пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - установили для себя крайний срок, 24 ноября 2014, для достижения соглашения по отмене санкций в обмен на закрепление строгих ограничений по известной им ядерной программе. Если эти переговоры будут сорваны, надежды на появление потенциальных инвесторов рухнут еще до начала 2015 г.

Даже если договоренность будет достигнута, два обстоятельства обусловят паузу для инвесторов. Во-первых, но техническим причинам не все санкции можно снять «по мановению руки» - но их можно легко вернуть, если иранское правительство отступит от своего слова. Во-вторых, не все экономические проблемы Ирана обусловлены санкциями. Существует также потребность в реформах, особенно касающихся финансового и трудового рынка. И все же, факт отмены санкций ослабит давление на правительство в ходе внедрения подобных болезненных мероприятий.

Помимо экономики, соглашение с Америкой и ее союзниками ознаменует фундаментальный сдвиг для Ирана, который на протяжении последних 35 лет вел скрытую войну против государства, которое считал «Самим Сатаной». Но, если переговоры провалятся, сторонники жесткого курса с обеих сторон почувствуют себя оправданными. Санкции будут усилены и военная атака на атомные предприятия Ирана - забытая на время проведения переговоров - снова станет одним из возможных путей для политиков. Со своей стороны, Иран станет более враждебным и неуступчивым в региональных делах, в то время, как исламистские боевики в соседних Ираке и Сирии угрожают безопасности всех вовлеченных народов. Так можно будет считать, что лучшая возможность упущена.

Оливер Август: корреспондент на Ближнем Востоке и в странах Африки, «The Economist»