Во многих странах есть регионы, которые хотят отделиться. Джон Гримонд настаивает: нужно отбить у них всякую охоту

Столетняя годовщина заключения соглашения Сайкса-Пико, которое разделило неарабские полуостровные провинции Османской империи между Великобританией и Францией, приходится на 2016 год, но желающим ее отпраздновать лучше сделать это в 2015 году: оно может быть расторгнуто до наступления памятной даты. Независимо от того, устоит ли Исламское государство, которое хотят создать суннитские джихадисты в Леванте, смещение границ в этой части арабского мира весьма вероятно. По всему миру призывают к созданию новых стран: в восточной Украине, северной Испании, западной Сахаре, Мьянме и многих других. Пусть попытка шотландцев отделиться в 2014 году провалилась, но она не поставила точку в стремлении к отделению и созданию новых наций-государств, из-за которых количество членов ООН выросло с 51 страны в 1954 году до 193 стран на сегодняшний день.

Действительно, голосование в Шотландии помогло остудить пыл сепаратистов в некоторых богатых странах. Но оно не заставит свернуть с пути сепаратистские народы Моро на Филиппинах или Уйгуры в Китае. Оно не встревожит самозваных государственных лидеров в восточной Украине и Исламском государстве. В отличие от шотландцев, эти люди не равняются на демократов.

Если на Ближнем Востоке изменятся границы и появятся новые государства (уменьшенная Сирия, страна для курдов?), изменения могут на первый взгляд напомнить реорганизацию в Африке и Азии, когда колониальные державы отвели в сторону свои палки после второй мировой войны. Но сегодняшние волнения на Ближнем Востоке - это не просто беспорядочное проявление самоопределения. Многие из них основываются на религиозном пылу. Совершенно неясно, будут ли демократические порывы Арабской весны доминировать над религиозными порывами исламистов.

Война на востоке Украины также может показаться обычной попыткой постколониального изменения границ. Но это не так: имперская держава, Россия, способствует отделению территории соседнего государства. Несмотря на то, что хрупкая государственность самой Украины делает ее особо уязвимой для внешнего вмешательства, основным источником ее проблем является ослабленная супердержава по соседству. Если Россия подумает, что захват украинских земель сойдет ей с рук, это может поставить под угрозу другие бывшие советские государства.

Демократические страны, которые хотят сохранить свое единство, должны передавать регионам обязательства и децентрализоваться. Великобритания долго не могла выучить этот урок. Как и Испания, и некоторые другие многонациональные страны, она сталкивается с большими трудностями, пытаясь удовлетворить требования некоторых групп о предоставлении большей автономии, при этом не навязывая ее другим группам, которые не так стремятся к ненужному им самоуправлению. Возможно, успешным странам с такими проблемами стоит освоить искусство разработки ассиметричных решений, а также четкого изложения условий любого отделения. Канада, которая приняла «Закон о разъяснении» и предоставила Квебеку больше полномочий по сравнению с другими провинциями (например, по вопросам иммиграции), доказывает, что это возможно.

Отделение - непростая задача

Развод - всегда болезненный процесс, и этот факт стоит признать всем сторонам при любом отделении. Регион, который долгое время находился под угнетением со стороны автократической центральной власти, возможно, ничего не должен такой власти. Но в демократическом обществе, в котором люди, скорее всего, пожалеют об отделении, если им это позволят, брошенные граждане могут чувствовать себя обманутыми, особенно если союз расторгается без их согласия.

Даже в Канаде побаиваются, что отделение Квебека может привести к тому, что остальные провинции последуют этому примеру, примерно так же, как скучная вечеринка заканчивается после ухода веселого гостя. Успешное государство - это страна, в которой единое целое значит больше, чем сумма его частей, а большинство граждан считают ее своим государством, даже если меньшинство с ними не согласно. Но если его отпустить, уравнение может не получиться. К примеру, Югославия. Как только Словения стала независимой, Югославия неизбежно и кроваво распалась на части.

Государства существуют ради своих граждан, а не наоборот, и иногда у этнических, национальных или других групп могут быть свои причины желать отделиться. Право таких групп на отделение и возможности соответствующего сопротивления носят субъективный характер. Мало кто согласится, что любая самопровозглашенная нация, будь то Лонг-Айленд, округ-16 в Париже или богатая минералами западная часть Австралии, должна иметь право на создание независимого государства. Попытка любой части Китая выйти из Срединной империи была бы беспощадно пресечена: это запрещено по правилам китайского национализма.

Увы, национализм является одним из самых стойких явлений, оканчивающихся на -изм, из-за которого в 20 веке началось множество войн. Пришло время подавить его или, по меньшей мере, увлечь более мирным занятием, например, игрой в настольный теннис. История показывает, что со временем большинство стран меняется. Отчизна, родина, родная страна - все это со временем стирается. А тем, кто хочет остаться или уйти, лучше учесть это и обращать меньше внимания на национальные флаги и символы.