korova-2Основная проблема, более всего тормозящая рост поголовья КРС, — высокие ставки по кредитам. «Их снижение стало бы стимулом, выходом из сложившейся ситуации»

, — считает первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений Евгений Сигал и обещает найти пути решения этой задачи на законодательном уровне.

Поголовье крупного рогатого скота в Украине уменьшается, однако фермеры центральных регионов страны прикладывают немало усилий, чтобы изменить ситуацию. Этому способствуют климатические особенности края, хорошая кормовая база, местные традиции, а также политика властей на государственном и местном уровнях.

Тем более что спрос в мире на натуральную продукцию уверенно растет.

Украина с ее уникальными природными условиями могла бы внести весомую лепту в разрешение мирового продовольственного кризиса. Об этом в нашей стране все чаще говорят как ученые, так и государственные мужи. Уже через 5–7 лет в Украине можно значительно нарастить поголовье крупного рогатого скота. Во время встречи с общественными организациями и экспертами в сфере АПК премьер-министр Николай Азаров заявил, что есть все основания для ежегодного увеличения количества голов КРС на 200–300 тыс. Однако на протяжении последних 10 лет поголовье стремительно уменьшается, сокращаясь примерно на 5% в год. В целом за период независимости из 23,7 млн голов КРС осталось всего 4,7 млн.

Украинец в среднем съедает в год около 50 кг мяса. В 2005-м в продуктовой корзине было почти 30% говядины и телятины, 32% свинины и 35,6% мяса птицы. Ныне же львиная доля приходится на птицу, потребление которой резко возросло. А низкие закупочные цены на говядину, установившиеся на отечественном рынке в течение последних лет, сократили рентабельность выращивания КРС и замедлили развитие этой отрасли.

По данным Госстата, за 19 лет в 2,1 раза снизилось также производство молока, да и, как утверждают в исследовательской компании «Астарта-Танит», ухудшилось его качество. Что же касается производства сыров, то в 2011 г., по словам Василия Ярошовца, зампредседателя Аграрного союза Украины (АСУ), у нас в стране было выпущено 151 тыс. т твердых и полутвердых сыров, 20% из которых — для экспорта в Россию.

Самые предприимчивые

И все же энтузиасты, готовые с «нуля» возрождать весьма перспективную отрасль, не перевелись. Больше всего фермеров-животноводов в Винницкой, Полтавской и Харьковской областях. Александр Белоус, главный специалист по животноводству ПАО «Мироновский хлебопродукт», считает, что это не случайно: «Предприятий мясной направленности для потребностей страны и бизнеса должно быть больше. В центральных регионах природные условия содержания КРС — оптимальные. Плюс традиции, опыт старожилов и немалое количество молодых специалистов». Не сравнить эти условия, скажем, с высокогорьем Закарпатья или областями, дающими стране уголь и сталь, где не так много подходящих площадей Не слишком располагает к ведению данного бизнеса и засушливый Крым. А вот, к примеру на Полтавщине, где и климат умеренный, и кормовая база богатая, животноводство всегда было ведущей частью сельхозпроизводства. К тому же Полтавская облгосадминистрация, руководители районов и отдельных хозяйств всесторонне поддерживают начинания и крупных сельхозобъединений, и мелких фермеров. По данным областной торгово-промышленной палаты, во всех категориях хозяйств региона насчитывается 363 тыс. голов КРС, в том числе 187,6 тыс. коров. Здесь расположена одна из наибольших племенных баз в Украине, действует 42 племенных хозяйства.

Год назад на Полтавщине утвердили Программу развития животноводства на 2011–2015 гг., согласно которой предусмотрено выделение из областного бюджета 7,6 млн грн. В молочном скотоводстве реализуется 12 проектов по строительству комплексов с современными технологиями кормления, содержания, доения и реконструкцией существующих помещений. Это позволит увеличить поголовье коров почти на 4 тыс., выработать дополнительно 20 тыс. т молока, получить 60 млн грн от реализации продукции.

Положительная динамика присутствует и на Харьковщине, где с начала 2011 г. поголовье КРС увеличилось на 13% (26,7 тыс.). Причем хороших показателей здесь достигают благодаря труду как аграриев, так и селекционеров, использующих научные разработки. В регионе постоянно заботятся о внедрении новых, экспериментальных форм работы. Запланировали, например, возродить генетический центр, который даст возможность за 5–7 лет коренным образом изменить показатели поголовья дойного стада. Для этого собираются завезти 300 коров элитных пород из Канады и 150 быков из Израиля. Глава Харьковской обладминистрации Михаил Добкин видит в этом один из этапов реализации проекта «Деревня будущего», который подан на рассмотрение в Госагентство нацпроектов. Уже сейчас он включен в предлагаемую стратегию социально-экономического развития региона до 2020 г. Строительство, по прогнозам, займет около двух лет и обойдется в $150 млн. Коттеджный поселок будет насчитывать 100–130 домов, возле каждого — маленькая ферма по разведению коров, свиней или овец. Ныне определяются источники финансирования, один из них — Фонд молодежного кредитования, согласившийся выделить в этом году на проект 5 млн грн.

Весьма примечательно, что вышеназванные области попадают в круг интересов крупных агрохолдингов. Занимаясь животноводством и растениеводством одновременно, такие предприятия получают двойную выгоду. Когда фермер сдает урожай на переработку, он вынужден отбирать зерно мелкой фракции, отруби, которые не пропадут даром, если в хозяйстве есть скот. К тому же при наличии животноводческого направления всегда есть удобрения. И транспортные расходы меньше, что существенно для крестьян, ведь дизельное топливо подорожало за последние два года более чем в два раза.

Конечно, не каждому под силу создать замкнутый производственный цикл внутри хозяйства. А вот крупнейшие общенациональные компании ДП «Нафком-Агро», «Мироновский хлебопродукт», «Астра-Киев», где сельхозпроизводство ориентировано на обеспечение своих предприятий сырьем (в том числе животноводческим), уже могут себе это позволить. Однако, несмотря на большие возможности крупных компаний, до 80% поголовья коров содержится в частных фермерских хозяйствах, и именно в них формируется отрицательная динамика прироста. В то же время на двадцатку крупнейших агрохолдингов приходится 12,4% общего поголовья в стране. В целом же в Украине насчитывается чуть более 500 предприятий, специализирующихся на мясном направлении.

Бремя малых

Не только в Украине, но и во всем мире небольшим хозяйствам трудно конкурировать с «акулами агробизнеса». К примеру, для кормления одного теленка до восьми недель  необходимо 350 л молока, а для выращивания КРС требуются 1–1,5 га земли, техника, корма, кормоцех, коровник, хранилище, навозоутилизационное оборудование, ветеринарное обслуживание и т.д. «Наблюдается дефицит племенного поголовья, — сетует Николай Миркевич, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины, — в 1990-е его из Украины массово вывозили, теперь возникла необходимость в обратном процессе». Техника тоже старая, оставшаяся еще со времен колхозов. Покупать новую дорого — один трактор МТЗ стоит 82 тыс. грн.

Фермеров беспокоит и неопределенная ситуация с арендой земли. Ведь основная часть затрат в животноводстве — корма, которые хозяйства либо заготавливают самостоятельно, либо покупают. Но и тут находчивые предприниматели находят выход из положения. Полтавский фермер Леонид Повалий, выращивающий 50 коров, рассказывает, что взял новую модель трактора в лизинг, заем оформил в ПроКредит Банке, договорился с коллегой, специализирующимся на растениеводстве о поставках кормов, «подружился» с молокоперерабатывающим предприятием в Гадяче — и дело пошло.

Более того, многие фермеры начали объединяться в кооперативы, что сразу дало результаты: возросла прибыль, появилось больше желающих присоединиться к первопроходцам, сумевшим построить прибыльный бизнес. Иван Коцюра, фермер с 12-летним стажем, отмечает: «Сейчас работать стало интереснее, проще решается любой вопрос. В этом году собираемся строить зернохранилище. А это свой корм, лучший контроль над качеством молока и более упитанные буренки с приличными удоями».

Кстати, эту идею поддерживает и председатель АСУ Геннадий Новиков. Он считает, что кооперирование сельхозпредприятий и создание собственной инфраструктуры по переработке, хранению и реализации продукции, выстраивание равноправных партнерских отношений со всеми участниками рынка может стать реальной основой для развития выращивания КРС. На Харьковщине и Полтавщине таких объединений уже десятки. И хотя объединить возможности крупного частного бизнеса и индивидуального сельского подворья — задача не из легких, однако вполне выполнимая. Недаром в последнее время, к примеру на Виннитчину, стали приезжать скотоводы из-за границы — не просто полюбоваться «прекрасной кормовой базой», а и остаться работать, обменивая свой опыт и новые технологии на прибыли. Украинцы тоже за них «цепляются», подумывая о будущем экспорте своей продукции за рубеж. Тем более что в мире существует более тысячи пород КРС, но лишь несколько десятков из них относятся к специализированным породам мясного направления. В основном их поставляют из Австрии, Канады, США, Германии и Франции.

Плохому танцору…

Фермеры не слишком рассчитывают на поддержку государства.  Например, дотации производителям молока и мяса сошли на нет. Теперь, по словам Николая Азарова, правительство разрабатывает новую программу по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией по доступным ценам. С одной стороны, необходимо ввести поддержку крупнотоварного производства и добиться прироста 200–300 тыс. голов в год, а с другой — поддерживать небольших частных производителей с хозяйством из двух-пяти коров. Если это даст результаты, Украина получит реальные шансы стать одним из крупнейших мировых экспортеров высококачественных сельхозпродуктов мясо-молочной отрасли. МИД также включился в поиски новых рынков сбыта для отечественных производителей. Дипломаты обещают активное продвижение украинской продукции через посольства, особенно в Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

В поисках денег

ПроКредит Банк уже несколько лет предоставляет кредиты для предприятий аграрной отрасли и специализируется на работе с МСБ. В 2011 г. его кредитный портфель по агробизнесу составил $44,8 млн. Спросом пользуются ссуды на пополнение оборотного капитала и приобретение основных средств. «Учитывая особенности бизнеса, мы предлагаем клиентам гибкий график погашения в рамках срочного кредита, а также сезонные кредиты и кредитные линии, что позволяет продавать им свою продукцию по оптимальным ценам. Кроме того, индивидуальные программы партнерства позволяют учитывать потребности как компании-продавца, так и покупателей», — рассказывает Евгений Хуриленко, начальник отдела агрокредитования ПроКредит Банка. По его словам, кредитование сельского хозяйства — одно из наиболее актуальных банковских направлений. При этом специфика данного бизнеса такова, что кредит должен быть быстрым, доступным и гибким.

Однако большинство банков пока все же очень неохотно идут на сотрудничество с мелкими аграриями. Если в США процентная ставка по кредитам для небольших аграрных хозяйств составляет 0,7%, в Европе — 2–3%, то в Украине — от 16,5 до 30%. По данным компании «Простобанк Консалтинг», специальные программы для аграриев предлагают семь банков из 25 крупнейших. Большинство декларируют 20–22%, хотя ставка существенно разнится в зависимости от величины первоначального взноса. «Эту проблему можно было бы решить, создав государственный земельный банк на базе одного из рекапитализированных украинских финучреждений», — полагает Иван Томич, президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Такая финансовая организация позволила бы внедрить кредитование фермеров со ставкой не более 10%.

Игра стоит свеч

Как отмечают аграрии, работать с КРС тяжелее всего. Естественный прирост поголовья невысок: при 280 днях беременности корова в лучшем случае дает двух телят, тогда как свиноматка может приносить 20–25 поросят в год. Да и вообще с КРС больше мороки: если свиней кормят преимущественно фуражом, то коровам нужны еще силос и солома. Поэтому говядина в Украине — это чаще всего побочный продукт молочного животноводства, а не результат выращивания мясной породы.

Проблема состоит только в том, что нужны немалые средства, чтобы начать свое дело. Например, теленок весом около 400 кг стоит минимум 6 тыс. грн. Минимальное стадо (50 голов) потянет на 300 тыс. грн. Одно скотоместо обходится от 2,5 до 10 тыс. грн. Львиная доля расходов придется на оборудование и аренду коровника, технику для параллельного занятия растениеводством, затраты на удобрения, аренду земли и зарплату персонала. Вот и получается, что для старта небольшого молочного хозяйства нужно около 1 млн грн. На литре молока сейчас можно заработать 50 коп. Поэтому, учитывая надои с коров, потребуется 7–10 лет, чтобы окупить вложения.

Конечно, для тех, кто готов к риску, умеет и хочет работать, все эти предостережения — не помеха, ибо перспектив куда больше. Чего только стоит неограниченность и стабильность роста потребления внутреннего и внешнего рынков, возможность получения высоких прибылей. И у нас в стране, и во всем мире особо ощущается дефицит говядины. А значит, широки перспективы экспорта. Да и правительство наконец-то повернуло голову в сторону аграриев. Так что время дерзать.