Украинский рынок перевозки и переработки мусора ждут большие перемены

Идею шведских предпринимателей в Украине подняли бы на смех. Они предложили стране импортировать… мусор. Но в Швеции к ним прислушались. С середины 1990-х в страну начали ввозить отходы для переработки на своих мусоросжигательных заводах. Таким неожиданным образом шведское правительство взялось решать проблему нехватки отходов, с которой столкнулась их мусороперерабатывающая отрасль.

Проблема не надумана – сектор переработки отходов дает 20% всего теплоснабжения страны. На 30 заводах перерабатывается 96% мусора, «собираемого» в Швеции, еще 800 тыс. тонн импортируется, но этого мало. Шведские бизнесмены хотят увеличить объемы импорта еще в два раза, это позволит нарастить объем переработки на заводах на 30% в течение следующих 6-8 лет.

В Украине аналогов такого бизнеса сегодня нет – от сферы переработки мусора предприниматели держатся как можно дальше.

Но уже в 2013 году все может измениться. В октябре 2012-го парламент Украины принял два закона, регулирующих рынок мусора. С их помощью авторы документов (среди которых – сестра главы Администрации президента, депутат Юлия Левочкина) хотят заставить перевозчиков мусора сдавать его на переработку, а саму переработку сделать привлекательной для бизнеса. Цена вопроса – рынок объемом 2,8 млрд грн., из которых около миллиарда может достаться переработчикам отходов. Чего не хватает, чтобы запустить этот «мусорный» механизм?

Деньги на мусор

Руководитель национального проекта «Чистый город» Иван Алексеевец потребность в законах объясняет просто: сейчас компании, занимающиеся вывозом мусора, не хотят платить за его переработку, и вместо того чтобы везти его на мусороперерабатывающий (или сжигающий) завод, отправляют прямиком на полигон или свалки. Часто-густо – на незаконные.

В 2011-м в Украине было больше 30 000 нелегальных захоронений отходов

У операторов по вывозу отходов – свой резон. Возить их на единственный в Украине мусоросжигательный завод «Энергия» – дорого: он берет 127 грн. за утилизацию одной тонны мусора. Это значит, что половину из 250 грн. доходов от оплаты за вывоз 1 тонны мусора оператор должен отдать заводу. Но зачем, если стоимость захоронения той же тонны в Киеве – 90 грн., а в его окрестностях – еще в два раза дешевле. Перевозчикам выгоднее отвезти отходы прямиком на полигон или нелегальную свалку.

Разгребать последствия приходится в буквальном смысле этого слова. Под Киевом в 2011 году, подсчитал Алексеевец, было захоронено две трети «столичных» отходов, или 750 тыс. тонн. Большая часть из них – на нелегальных свалках. Таких в области существует уже полторы тысячи, а их площадь – более 100 га.

В целом по Украине нелегальных захоронений отходов в 2011 году было больше 30 тысяч. В то же время завод «Энергия» загружен лишь наполовину, второй мусоросжигательный завод Украины, в Днепропетровске, и вовсе стоит. Интереса к строительству новых мощностей по переработке отходов бизнесмены не проявляют.

Богдан Ковпак, национальный менеджер по развитию бизнеса в Украине международной компании Remondis, говорит, что сейчас тарифы на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) не дают гиперприбылей, а сфера сортировки и переработки мусора вообще неинтересна. Хотя сам потенциал переработки огромен. По оценкам Remondis, объем ТБО, пригодного к повторному использованию, в Украине составляет, по меньшей мере, 700 тыс. тонн в год – в 2,5 раза больше, чем перерабатывается сегодня. Но дешевое захоронение и средняя стоимость вторичного сырья не способствуют инвестициям в эту отрасль.

* В пересчете по тарифу для бюджетных организаций.    
** При увеличении тарифа на вывоз отходов в 1,5 раза.   
***Как мы считали. В случае реализации планов нацпроекта «Чистый город», средний тариф на вывоз отходов в Украине вырастет по меньшей мере в 1,5 раза, при этом объем переработки ТБО составит в среднем 70% (с учетом, что, по планам Нацпроекта, с 2016 года захоронение непереработанного мусора будет полностью запрещено). Допущение Forbes.ua, что тарифы на переработку ТБО вырастут пропорционально тарифам на вывоз отходов, то есть компании, занимающиеся вывозом мусора, в среднем 50% своего дохода будут отдавать компаниям-переработчикам отходов. Таким образом, потенциальные доходы бизнеса по переработке от тарифов мы рассчитали так: объем рынка в регионе сегодня*1,5*0,5*0,7.   
Источник: Министерство регионального развития и строительства Украины, расчеты Forbes.ua.  

К чему стремимся

Нововведения в законодательстве должны эту ситуацию изменить. «Наша цель – чтобы по меньшей мере 50% всего мусора в Украине перерабатывалось», – говорит Алексеевец.

Ориентир – на страны ЕС. Там размещение мусора на полигоне из-за экологических требований – самый дорогой способ утилизации. В Украине теперь она будет контролироваться Национальной комиссией по регулированию рынка коммунальных услуг. Комиссия будет устанавливать тарифы на переработку и захоронение мусора, она же должна контролировать, где, сколько и на каком основании будет захоронено или переработано отходов.

Кроме того, заинтересовать бизнес можно, если включить в тариф на вывоз ТБО стоимость переработки отходов, говорит Ковпак из Remondis.

Сейчас средний тариф в Украине – 35 грн. за 1 куб. м, в то время как его экономически обоснованный уровень – от 50 до 100 грн. «Мы еще не проводили точных подсчетов, но чтобы сделать сферу переработки мусора привлекательной, тарифы на обращение с отходами нужно увеличить в среднем в полтора раза», – уверен Алексеевец. В таком случае лишь за счет тарифов на переработку, по подсчетам Forbes.ua, доход сферы мусоропереработки в Украине будет составлять, по меньшей мере, 1 млрд грн.

Правда, население просят не беспокоиться: общего роста тарифов при этом не произойдет. «В Украине есть хороший резерв для увеличения тарифа и привлечения средств без роста давления на потребителей», – уверяет Алексеевец.

Часть затрат можно покрыть, просто пересмотрев нынешнюю структуру коммунальных тарифов – снизив расходы на содержание придомовых территорий и увеличив на столько же тариф на обращение с отходами.

Еще часть можно покрыть за счет более грамотной организации сбора с производителей и импортеров тары и упаковки. Формально, они и сегодня должны платить экологический сбор в специально созданную компанию – ГП «Укрэкоресурсы». Но пока толку от этой компании, подчеркивает Алексеевец, мало: если в начале 2000-х годов сбор с производителей составлял 300-400 млн грн. в год, сейчас – всего 100 млн, хотя объемы использования тары и упаковки не падают, а растут. В планах Нацкомиссии и «Чистого города» – добиться, чтобы этот сбор начислялся не в ГП, а в спецфонд государственного бюджета, и за счет этих средств компенсировалась разница в тарифах для предприятий, занимающихся переработкой мусора. Проекты двух законов об этом еще в прошлом созыве Рады были внесены все той же Юлией Левочкиной, которая уже пролоббировала принятие двух других законов в этой сфере.

Половинчатое решение

Будет ли толк от этих шагов? Богдан Ковпак из Remondis намерения власти оценивает положительно. Алексеевец говорит, что активные переговоры о строительстве мусороперерабатывающих заводов в Украине идут уже не только с работающими в нашей стране Remondis и Veolia, но и с другими иностранными игроками. Это – и австрийские AVE Group и .A.S.A., и ряд портфельных инвесторов, готовых вкладываться, если операторами заводов будут международные компании.

Но пока, даже несмотря на законы, с мертвой точки процесс не сдвинулся.

Почему? Причина – не только в общих проблемах с инвестклиматом в Украине. Чтобы гарантировать возврат на инвестиции тем, кто решит вложиться в строительство заводов, нужно уметь контролировать, где и как перерабатывается мусор, и где и сколько его «хоронится». Но хотя формально законы и передали эти полномочия Нацкомиссии по регулированию рынка коммунальных услуг, реальных механизмов ей они не дали. К примеру, стараниями депутатов из законов исчезли нормы о том, что для захоронения мусора компании должны получать лицензии у Нацкомиссии. Это, по сути, лишает ее  инструментов влияния на ситуацию. По воле депутатов исчезла в законах и норма о том, что население и бизнес должны заключать договоры не только на вывоз, но и сортировку и переработку мусора; штраф за неправильное захоронение сильно уменьшен, да и тот будет применяться лишь с января 2018 г. Хотя ни в комиссии, ни в национальном проекте руки опускать не намерены и с января обещают взяться за дело с новым рвением.