Украина теряет транзит не только российского газа, но и зерна

За последние 15 лет Украина стала одним из лидеров по производству зерна и объемам его экспорта.  Параллельно развивались и смежные направления аграрного бизнеса – зерновая логистика, сушка, хранение и транспортировка, а также экспортная перевалка зерна.

Из 18 морских торговых портов 14 сегодня осуществляют перевалку зерновых. При этом мощность действующих портовых терминалов существенно (по некоторым данным – в два раза) превышает количество фактически экспортируемого зерна и даже потенциальные возможности страны по его экспорту в ближайшие годы.

Дефицитные мощности 

Ситуация с нашим северным соседом Россией прямо противоположная. Там наблюдается хронический дефицит перевалочных мощностей при росте аграрного производства. На юге, где сосредотачивается основное сельскохозяйственное производство России, страна имеет только мощности порта Новороссийск, через который можно отгрузить не более 11-12 млн тонн зерна ежегодно. В результате порт становится узким «бутылочным горлом» в плане логистики.

Почему проблема экспорта российского зерна не решается путем транзита через Украину? Казалось бы, такое решение было бы абсолютно логичным. Ведь украинских перевалочных мощностей достаточно, чтобы в таком партнерстве повышать и количественные, и финансовые показатели.

Украина, которая в силу географического положения и избытка мощностей по перевалке могла бы играть стратегическую роль логистического центра на Черном море, со всем этим богатством может остаться вне игры

Ответ тривиален: дороговизна логистики в сочетании с хронической нехваткой подвижного состава. Российскому бизнесу трудно понять, почему даже за заоблачную сумму, которая выставляется госмонополистом за провоз зерна, груз, тем не менее, провезти сложно или просто невозможно, так как  вагоны уже давно распределены или их просто не хватает. Добавьте к этому бюрократию, в том числе в части разрешительных документов. В результате Украина теряет позицию зернового перевалочного хаба на Черном море.

В обход Украины

Россия же, наоборот, наращивает свои мощности по перевалке. В  порту Туапсе не так давно появился новый зерновой терминал, способный обеспечить ежегодный оборот 2-2,5 млн. тонн. В порту Тамань реализуется широкая государственная программа развития портовой инфраструктуры с привлечением частного капитала. 

То, что в этом процессе есть украинский интерес в лице компании Kernel, безусловно, радует. Но Украина, которая в силу географического положения и избытка мощностей по перевалке могла бы играть стратегическую роль логистического центра, со всем этим богатством может остаться вне игры. Как, например, с газом.В рамках программы уже построен крупный зерновой терминал в порту Тамань, который приобрело совместное предприятие украинской Kernel Holding S.A. и «дочки» швейцарского трейдера Glencore International – Renaisco BV.