avto-2Конфликт украинских автопроизводителей и импортеров перешел в новую стадию. Вчера Межведомственная комиссия по международной торговле

 так и не обнародовала итог специального расследования относительно импорта легковых автомобилей, которое инициировал отечественный автопром. Импортеры считают это хорошим знаком. По их мнению, чиновников напугала угроза торговых санкций — ответ России и ВТО. Однако эксперты уверены, что комиссия лишь пытается выиграть время, и пошлины на иномарки в ближайшие месяцы все равно повысятся.

Расследование об увеличении ввозных пошлин на импортные авто длится уже больше года — инициатором выступили представители отечественного автопрома. Бизнесменов пугает постоянно растущая среди украинцев популярность зарубежных легковушек. «После вступления Украины в ВТО ситуация только ухудшается, — рассказал президент ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник. — Если в 2007 году доля автомобилей, произведенных в Украине, составляла 70% от общего количества продаж, то по итогам апреля нынешнего года — 23%. Мощности украинских предприятий сейчас загружены на 20%. Без поддержки правительства Украина может потерять автоиндустрию».

Поддержка, которую ищет у власти автопром, заключается в повышении ввозных пошлин на автомобили, собранные за границей. Производители требуют к действующей пошлине в 10% добавить еще 6,46% для малолитражек (от 1 до 1,5 тыс. куб. см) и 15,1% — для автомобилей с более «объемистыми» двигателями (от 1,5 до 2,2 тыс. куб. см). «Мы не просим каких-то особых привилегий для бизнеса. Важно, чтобы на рынке были созданы условия, при которых производить здесь будет выгоднее, чем импортировать», — подчеркнул председатель наблюдательного совета компании «Еврокар» Олег Боярин.

Обоснованность этой просьбы Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) должна была подтвердить или опровергнуть еще в марте. Однако расследование продлили до конца мая по техническим причинам — еще не обнародована статистика по автопродажам за прошлый год. Только исходя из объемов импорта в структуре продаж можно оценить тот ущерб, который понес украинский бизнес, уверены в «Укравтопроме». Если потери окажутся существенными, новые пошлины могут быть гораздо выше. К примеру, вице-президент ассоциации Ефим Хазан неделю назад говорил журналистам о необходимости на четыре года ввести 35-процентную пошлину на импортные автомобили. А некоторые его коллеги даже напоминают, что в отдельных странах совсем недавно действовали пошлины до 100% стоимости импортного авто.

Комиссия не уложилась в срок для обнародования своего решения, который был назначен на 28 мая. Представители отечественного автопрома молчание МКМТ не комментируют. Однако импортеры уверены: решение будет в их пользу. «Отсутствие результата — тоже результат, — считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — Скорее всего, в комиссии объективно рассмотрели аргументацию двух сторон («Укравтопром» и ВААИД, — «Известия в Украине») и пришли к выводу, что для повышения пошлин на данном этапе нет никаких оснований».

По словам представителя импортеров, сейчас ВААИД готовит благодарственное письмо в адрес Минэкономразвития. «Отказаться от повышения пошлин было необходимо, — поясняет Назаренко. — Иначе Украину ждали бы крупные неприятности. Мало кто знает, но в середине мая в Брюсселе прошло собрание с участием таких гигантов, как Volkswagen, Mercedes, Citroen. На нем было принято решение: как только наша страна увеличит ввозную пошлину на иномарки, европейский автопром потребует от Всемирной торговой организации введения ответных санкций по ключевым позициям украинского экспорта. Об этом же предупредили Япония и Южная Корея. Кстати, по последним данным, японцы уже пожаловались на Украину в ВТО».

Потери от новых сборов мог понести и сам украинский автопром. А гипотетическая выгода от роста продаж могла бы и не покрыть этих потерь. По информации ВААИД, ежегодно около 37 тысяч автомобилей украинской сборки поставляются в Российскую Федерацию. «Если ответные санкции со стороны Европы и ВТО вводились бы постепенно — с жалобами, подачей заявок и соблюдением бюрократических процедур, — то Россия отреагировала бы на наши пошлины моментально. Торговые войны по формальным признакам еще никто не отменял, и «сырный» конфликт был хорошим тому примером», — напоминает Назаренко.

Все-таки, очевидно, что новые расследования не за горами. Эксперты ВААИД прогнозируют, что представители украинских автозаводов активизируют свои действия в конце года. «Тема пошлин непременно возникнет снова. Украина интересна мировым брендам как площадка для автосборки, поэтому отечественному бизнесу нужно любыми путями повышать капитализацию предприятий, чтобы продать их иностранцам с максимальной выгодой», — уверен Назаренко.

МНЕНИЕ: Андрей Сидоренко, независимый автомобильный эксперт:

— Я бы на месте ВААИД не спешил трактовать молчание МКМТ в свою пользу. Пошлины все равно будут повышены, и быстрее, чем кажется. Возможно, к примеру, не на 6,46%, а на 4,5%. Но это случится. Причин несколько. Во-первых, мощное лобби автопроизводителей во власти. Во-вторых, представители импортеров и дилеров не отстаивают свои интересы. Что же касается надежд на жалобы в ВТО, то они могут и не оправдаться. Лидерам европейского автопрома в Украине, по большому счету, делать нечего. Лидерство по продажам удерживает Китай, а ему повышенные пошлины даже выгодны, так как возрастет импорт комплектов для сборки Geely.