avto-salonС 28 июня вступил в действие Закон "О внесении изменений в статью 1 Закона Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование". 22 июня Президент Украины Виктор Янукович подписал соответствующий закон.

Законом определено, что плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, приобретающие право собственности на легковые автомобили, кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов согласно законодательству и наследование легковых автомобилей по закону.

Первый заместитель министра социальной политики Василий Надрага ранее объяснял, что необходимость указанных изменений связана с неоднозначной трактовкой действующей нормы закона - до сих пор там не было четко указано, кто является плательщиком сбора на пенсионное страхование при отчуждении легкового автомобиля - покупатель или продавец.

Таким образом, платить покупателей обязывало соответствующее постановление Кабинета министров Украины (от 3 ноября 1998 года №1740). Теперь эта норма предусмотрена законом.

Напомним, юридические и физические лица при отчуждении легковых автомобилей (кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов и автомобилей, переходящих в собственность наследникам по закону) уплачивают сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 3% от стоимости автомобиля, а при приобретении недвижимого имущества - уплачивают сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 1% от стоимости такого имущества.

Указанные средства зачисляются в спецфонд госбюджета и затем направляются в бюджет Пенсионного фонда на пенсионные выплаты, которые осуществляются за счет бюджетных средств.

 
Как сообщалось, в начале июня в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект, вызвавший небывалый резонанс и возмущение автолюбителей, предлагающий обложить авто 40%-ым налогом.

 

А тем временем, украинский авторынок лихорадит в ожидании импортных пошлин. Популярные иномарки могут подорожать, а некоторые "среднеклассники" — и вовсе исчезнуть с рынка.

 

На складах украинских автодилеров скопился в среднем трёхмесячный запас новых автомобилей. Планировать продажи на более далёкое будущее никто не берётся. Индустрия готовится к очередному повышению импортных пошлин на авто, которое резко изменит структуру рынка, упрочив позиции выпускаемых в Украине Skoda, но при этом вынудив многих покупателей "среднеклассных" машин искать или более бюджетные, или, наоборот, более роскошные варианты.
 
Специальная комиссия при Минэкономразвития одобрила временное, на три года, повышение пошлин на импортные авто. С иномарок с объёмом двигателя от 1 до 1,5 л предлагается дополнительно к существующей 10-процентной пошлине взимать 6,46% таможенной стоимости. Доплата для машин с движками в 1,5–2,2 л ещё больше — 15,1%. Двигателями объёмом от 1 до 2,2 л оснащены 80% продаваемых в Украине легковушек.
Казалось бы, кому нужна столь непопулярная среди автолюбителей мера в год выборов? Ответ на этот вопрос вполне однозначен — он содержится в фамилии главного лоббиста повышения пошлин.
 
История с пошлинами тянется уже год. Еще 30 июня 2011 года Межведомственная комиссия по международной торговле Минэкономразвития приняла к рассмотрению заявление ассоциации "Укравтопром", объединяющей украинских производителей автомобилей. Автосборщики просили провести расследование в отношении импорта в Украину легковушек с объёмом двигателей от 1 до 2,2 л.
 
Расследование шло вяло, пока в апреле этого года комиссию не возглавил новоиспеченный министр экономики Пётр Порошенко, в орбиту влияния которого входят автомобильные заводы в Луцке и Черкассах. Уже в конце мая комиссия решила: пошлинам быть.

 

Свои требования автопроизводители объясняют в недавно опубликованном открытом письме Виктору Януковичу, подписанном трудовыми коллективами заводов "ЗАЗ", "Богдан" и "Еврокар". По их данным, экспансия импортных машин привела к пополнению рядов безработных на 17 тысяч человек, "а импорт автомобилей только за один год вымыл из страны почти $4 млрд". Пётр Порошенко приводит и другие аргументы: украинские производители защищены пошлинами в 6–10%, а российские — в 20–25%. Поэтому автопром в России и развивается успешнее, чем в Украине.

Во Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров (ВААИД) считают, что защищать в Украине нечего: местные производители зачастую занимаются не настоящим производством, а банальной отверточной сборкой. Ассоциация подала в суд на Межведомственную комиссию, требуя признать ее состав нелегитимным: пока шло расследование, многие ее члены были уволены из министерств. Но даже сами импортеры признают: тяжба может отсрочить, но не отменить введение пошлин.