Опрос экспертов показал, что введение пошлин на импортные нефтепродукты в любом случае приведет к подорожанию топлива.

Украина начинает борьбу с импортными нефтепродуктами. Об этом свидетельствует сообщение на сайте Лисичанского городского совета (в этом городе находится нефтеперерабатывающий завод «Линик», подконтрольный ТНК-ВР). Представители городской власти со ссылкой на министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко утверждают, что Кабмин начинает специальное расследование в отношении импортного топлива.

Результатом расследования должно стать введение с 1 декабря пошлины на ввозимые в Украину нефтепродукты. «Это позволит нам обеспечить работу наших НПЗ, в первую очередь, Лисичанского. Я считаю, что в период с 15 ноября по 15 декабря завод начнет работать», – цитирует слова министра пресс-служба Лисичанского горсовета.

Опрошенные Forbes.ua эксперты в один голос твердят, что введение дополнительных налогов на импортное топливо неизбежно приведет к его подорожанию. Непонятной остается причина, по которой Бойко как представитель партии власти сделал столь неприятное для автомобилистов заявление накануне выборов. Участники рынка не на диктофон заявляют, что введение пошлины лоббируют структуры, которые до конца этого года станут новыми собственниками Лисичанского НПЗ. Наиболее вероятным покупателем у ТНК-ВР «Линика» называют Group DF Дмитрия Фирташа, бизнесмена, близкого к «топливному» министру.

Сам Фирташ уже заявлял, что до конца 2012 г. станет собственником одного из украинских нефтеперерабатывающих заводов. Какого именно, бизнесмен не уточнял. Не комментируют этот вопрос и в Group DF. Однако из всех владельцев украинских нефтезаводов сегодня только ТНК-ВР открыто заявляет о том, что ведет переговоры о продаже своего предприятия в Украине.


Денис Саква, старший аналитик Dragon Capital

на 78-80 коп. за литр

Введение пошлины на импортные нефтепродукты, безусловно, поможет отечественной нефтепереработке. В частности, это позволит запустить Лисичанский НПЗ, который был остановлен весной этого года. Однако улучшения условий работы для украинских нефтяников будут происходить за счет потребителей. Даже при запуске «Линика» Украине не хватит собственного топлива. Дефицит по-прежнему будет перекрываться за счет импорта. Импортерам же в случае введения пошлины придется повышать цены. Если ставка пошлины составит 100 евро с тонны топлива, как предлагает ТНК-ВР, бензин в Украине подорожает на 78-80 копеек за литр.


Геннадий Рябцев, замдиректора НТЦ «Психея»

на 1-1,2 грн. за литр

Я могу назвать шесть последствий, к которым приведет введение пошлин на импортные нефтепродукты:

На заправках подорожает бензин и дизельное топливо.

Дополнительный налог ляжет полностью на плечи потребителей.

Деньги, полученные от дополнительных сборов с импортеров, ничем не помогут экономике, а направятся в карманы собственников украинских НПЗ, которым и хотят помочь.

Ни один из заводов так и не будет модернизирован. Если собственники украинских НПЗ, далеко небедные люди, не сделали этого до сих пор, то не сделают это и после введения пошлин.

Так как после введения пошлин импорт нефтепродуктов в Украину сократится, на отечественных АЗС станет меньше качественного топлива. Украинские НПЗ технически отстали от заводов стран, которые поставляют нам свою продукцию – Литвы, Беларуси, Польши, Румынии.

Украина рискует нарваться на ответные санкции Европейского и Таможенного союзов, потери от которых могут оказаться куда более серьезными, чем призрачные выгоды от пошлины на импорт нефтепродуктов.

 


Леонид Косянчук, президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины

на 1,6 грн за литр

Заявление о введении пошлин будет иметь последствия, которые выходят за рамки рынка нефтепродуктов Украины. Юрий Бойко – представитель Партии регионов. И политика, которая может привести к подорожанию топлива, отвернет от регионалов на выборах как минимум 6 млн украинских автомобилистов. А с учетом их семей наберется и все 10 млн. Лично мне подобные заявления накануне выборов кажутся абсурдными.


Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95»

на 1,2 грн за литр

Практика внедрения заградительных пошлин на разные категории товаров в Украине приводила лишь к повышению цен для потребителей с одновременным снижением качества. В случае с нефтепродуктами этот результат будет достигнут в течение месяца с момента введения данных мер.


Сергей Невмержицкий, старший аналитик ИК «Тройка Диалог»

на 75 коп. за литр

Импортные пошлины на нефтепродукты увеличат поступления в бюджет, но также приведут к повышению цен для конечных потребителей и одновременному росту маржи в нефтепереработке. Вытягивать нефтепереработчиков за счет потребителей – не самый лучший пример регулирования отрасли. Мы бы предпочли увидеть стимулирующее регулирование, как-то налоговые льготы или государственные закупки нефтепродуктов на отечественных НПЗ вместо ввода импортных пошлин.

Введение пошлин до 10% не должно отразиться на спросе на нефтепродукты, который больше зависит от экономической активности в целом, чем от цены топлива. Влияние пошлин на курс гривны будет незначительным, поскольку импорт нефтепродуктов будет замещаться импортом нефти. В то же время снизится качество продаваемых нефтепродуктов за счет прямогонного топлива отечественных НПЗ. В будущем импортные пошлины приведут к перераспределению ритейла нефтепродуктов – владельцы НПЗ будут консолидировать независимые сети АЗС.