Как сообщает AUTO-Consulting, в случае противостояния с Российской Федерацией в автомобильном вопросе, вызванного введением в РФ дискриминационных принципов взимания налога с украинских автопроизводителей, обе страны понесут существенные финансовые потери. Уже с 1 сентября украинские автопроизводители будут вынуждены уплачивать в бюджет утилизационный сбор, что автоматически прибавит к их цене 10-15% и скажется на их конкурентоспособности на российском рынке. Далеко не все производители смогут выдержать новое позиционирование и со временем начнут терять объемы продаж на крупнейшем рынке. В AUTO-Consulting попытались оценить возможные потери обеих сторон.

Исходные позиции

Следует отметить, что украинские автозаводы поставляют в Россию автомобили, которые представлены в бюджетном сегменте, где спрос очень эластичный, а значит, потребитель будет остро реагировать на рост цен. Всего за 2011 год Украина поставила в Россию 40190 единиц автомобильной техники на общую сумму 344 млн. долларов США. По данным AUTO-Consulting, это легковые автомобили ЗАЗ Chance (Lanos на украинском рынке), Sens, Chery Bonus (ЗАЗ Forza на украинском рынке), Богдан-2110, Богдан-2111, Богдан-2310, грузовики КрАЗ, автобусы БАЗ, Богдан.

За первое полугодие 2012 года объем поставок украинской автотехники в РФ оценивается в 142 млн. долларов США. На Россию приходится 90-95% всех экспортных поставок украинского автопрома. В случае, если украинским властям не удастся договорится об отмене дискриминационного принципа взимания утилизационного сбора в России, со временем украинские авто будут вытеснены с российского рынка, правда, не все и не сразу, но объемы однозначно сократятся. Тем не менее, с украинской стороны на карте 340-350 млн. долларов США и 90% всех экспортных поставок автотехники, не считая поставок запчастей к непроданным автомобилям.

Россия также очень много поставляет в Украину автотехники. Украина для российского автопрома – экспортный рынок №1. За 2011 год к нам поступило 47688 автотранспортных средств на общую сумму 453 млн. долларов США. По данным AUTO-Consulting, в Украину из России поставляют не только Lada, ГАЗы и УАЗы, но и такие иномарки, как Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, Renault Logan Sandero, а также грузовики КамАЗ, УрАЛ, автобусы ПАЗ, ЛиАЗ и др. За 6 месяцев 2012 года объем поставок уже составил 211 млн. долларов США. 

«Оружие»

С российским «оружием» все ясно. Это утилизационный сбор, который российские автопроизводители не платят деньгами, а лишь дают гарантию, что впоследствии утилизируют свои авто, а все иностранные (в том числе и украинские поставщики) платят сразу и «живыми» деньгами. Россия действует экономически-юридическим «оружием» и очень точно.

В случае, если обеим странам не удастся договориться по вопросу утилизационного сбора, Украина теоретически может ввести «зеркальные» меры по отношению к российским автомобилям. Об этом уже официально заявил Премьер-министр Николай Азаров. Какими могут быть эти меры, пока нет даже приблизительного понимания, так как проект закона об утилизационном сборе, в Украине только разрабатывается и в первой редакции он не содержал «зеркальных» мер в отношении российской техники. 

В активе украинских властей есть принятое решение Межведомственной комиссии по международной торговле по итогам спецрасследования в отношении иномарок, которое до сих пор не обнародовано. В нем, по предварительной инсайдерской информации, якобы могут быть санкционированы специальные пошлины на легковые автомобили с двигателями 1-1,5 л в размере 6% и 1,6-2,2 л – 15%. Однако, данную мера никак нельзя назвать «зеркальной». Во-первых, она ударит не только по российской, но и по любой иностранной технике. Во-вторых, она распространяется только на легковые автомобили и далеко не всех диапазонов. В-третьих, на основную часть российского импорта дополнительная пошлина составит 6%, что скажется на продажах, но не фатально. В-четвертых, грузовики, автобусы и автомобили с дизельными двигателями вообще данным решением не затронуты. А в-пятых, есть риск получить встречные санкции уже со стороны других заинтересованных сторон: ЕС, Японии, Кореи, а также Узбекистана и Турции. Другими словами, это «оружие» будет малоэффективным и далеко не адекватным. как автоматная очередь после артобстрела 

Значит, украинским властям придется срочно готовить новое «оружие» для ответа на российскую «провокацию». Скорее всего, это будет законопроект об утилизационном сборе, где за основу возьмут российский аналог и перепишут под наши реалии. Для потребителя это будет означать, что появится еще один налог на автомобили, а значит - они станут дороже в самой Украине. Здесь возможны нюансы, что местных автопроизводителей могут по аналогии с российскими освободить от утилизационного сбора, тем самым, дав им преференции. 

Возможно, украинским «оружием» удастся поразить поставки Lada или УАЗов, КамАЗа или ПАЗа, но полностью отказаться от российских автомобилей украинский рынок все равно не сможет, тем более, что ряд моделей выпускают только в России. Например, седаны Hyundai Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo Sedan, а уже скоро и Peugeot 408, Citroen C4 Sedan, Nissan Almera и уже скоро Datsun и др.

Возможные потери

Теоретически, российский рынок сможет обойтись без украинских автомобилей, но для Украины это обойдется в 340-350 млн. долларов США и 90% всех экспортных поставок автотехники, чревато падением производства на 40%, ведь весь объем выпущенной автотехники за 2011 год составил 104653. Восполнить эту потерю за счет увеличения продаж внутри страны и активизации экспорта по другим направлениям быстро не удастся. Это будет означать, что далеко не все автозаводы переживут такую «войну». А учитывая, что украинский автопром несет потери с 2008 года, такой удар может быть очень ощутимым.

Теоретическая точность украинского «оружия» в «автомобильной войне» может составить 20-25 тыс. автомобилей на сумму 200-230 млн. долларов США. Даже в идеальном варианте, самые жесткие санкции уберут с нашего рынка не более 30-35 тыс. автомобилей, но за это придется заплатить ростом цен на автомобили на внутреннем рынке из-за введения аналогичного российскому утилизационного сбора украинским потребителям. Российские операторы на рынке в 2,5 млн. автомобилей смогут реализовать освободившиеся 20-25 тыс. автомобилей, либо продать их в другие страны. Даже для АвтоВАЗа такая цифра не станет трагической. Российский автопром по итогам 2011 года выпустил 1,7 млн. легковых авто, а суммарно всей техники на уровне 1,9 млн. единиц. Это означает, что «выстрел» из Украины в России особо не заметят (потери 1-2%). Автомобильная отрасль там сейчас купается в иностранных инвестициях, строятся десятки новых автозаводов, осваиваются новые современные модели.  

Плохой мир лучше любой войны

Сухой расчет показывает, что «автомобильная война» не выгодна Украине и ее автопрому. Мы потеряем намного больше, а удельный вес этих потерь для украинской экономики намного значительнее. Россия своими действиями наглядно показывает Украине, что быть членом Таможенного союза выгодно. Необходимо искать компромиссное решение, договариваться, чем сейчас и заняты украинские чиновники. Так Министр экономразвития Петр Порошенко сообщил, что российской стороне предложено четыре варианта выхода из сложившейся ситуации и надеется на положительное решение вопроса. Остается уповать на талант дипломата господина Порошенко. 

Кроме того, в ходе «автомобильной войны» Украина может потерять не только собственный автопром, но и выход на рынок России – свой стратегический козырь для привлечения будущих инвесторов, испортить отношения с другими странами СНГ (в частности с Узбекистаном, который также поставляет в Украину автомобили) и оказаться в изоляции. 

Украинским властям необходимо договориться с Россией – другого варианта просто нет. И искать выходы на другие рынки, в частности ЕС, Турции и стран Африки.