По итогам 10 месяцев продажи машин в стране упали на 2%, а с начала ноября сразу на 20%. Снижение объемов кредитования и ожидание новой волны кризиса ставят крест на мечтах дилеров о наращивании доходов. Но на фоне обвала на авторынках большинства стран Евросоюза наши неудачи выглядят скорее как достижения. И в европейском рейтинге крупнейших продавцов машин Украина, наоборот, поднимается все выше.

Сошли с дистанции

Продажи легковых автомобилей разочаровывают украинских дилеров. Хотя в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество сделок выросло на 5% (было реализовано 19,8 тыс. машин), это не спасло общие показатели отрасли. По итогам 10 месяцев продажи авто в стране сократились на 2%, и, судя по первым итогам ноября, отрицательная динамика будет только нарастать.

За две недели этого месяца, по данным AutoConsulting, продажи большинства салонов упали на 20%. Для дилеров, которые надеялись на резкое увеличение спроса, ожидая, что заработавшие на предвыборной кампании украинцы поспешат тратить деньги на новые машины, это стало полной неожиданностью.

По авторынку ударили сразу несколько факторов. Банки продолжают ужесточать условия выдачи ссуд и повышать процентные ставки, что привело к снижению доли кредитных продаж до 15–17%, хотя еще летом эта цифра достигала 20%. Представитель компании Nissan Motor Ukraine Владимир Иванов говорит, что даже этого показателя удалось достичь главным образом за счет активности финансовых кампаний самих импортеров.

Без них, по мнению г-на Иванова, доля кредитных сделок вообще упала бы до 3–4%. Ситуацию усугубляет и пессимизм украинцев, многие из которых в ожидании новой волны финансового кризиса решили отложить покупку машины до лучших времен. Те, кто имеет долларовые сбережения, наоборот, выжидают повышения курса. Это позволит им более выгодно приобрести авто, цены на которые зафиксированы в гривнях.

А ведь еще в прошлом месяце, подсчитав итоги продаж за три квартала, дилеры заявляли о приросте продаж на 2,6% (до 160,2 тыс. автомобилей), а в первом полугодии положительная динамика составляла почти 10%.

Если худшие прогнозы экспертов подтвердятся (судя по экономической ситуации в стране, так и будет), о прогнозируемом в начале года 15%-ном росте авторынка придется забыть. В лучшем случае, по мнению руководителя AutoСonsulting Олега Омельницкого, дилеры выйдут на прошлогодние цифры продаж (чуть более 220 тыс. машин).

Слабым утешением отечественным дилерам может служить разве что тот факт, что их европейским коллегам сейчас еще хуже. За девять месяцев 2012 г. авторынок ЕС просел на 7,3%, до 9,7 млн авто, а в сентябре продажи и вовсе обвалились на 11,2% (до 1,1 млн шт.). Хуже всего обстоят дела в охваченных кризисом Греции (спад на 42,6%, до 45,4 тыс. машин), Португалии (на 36,8%, до 78 тыс.), Италии (на 20,7%, до 1,1 млн). Почти на 2% сократились объемы реализации даже на главном авторынке Европы — в Германии (за девять месяцев продано 2,4 млн автомобилей). На этом фоне наши результаты выглядят сравнительно неплохо.

Двойной обгон

Снижение продаж заставляет дилеров нервничать. В октябре борьба за лидерство среди продавцов ужесточилась до предела, что привело к очередной перестановке в автомобильном рейтинге. Первое место в нем сумел сохранить Hyundai (почти 8,9% рынка). Но его позиции уже не выглядят столь безоговорочными, как еще в начале осени, ведь за месяц он потерял более 1% рынка. Освободившееся место поспешили занять продавцы российских "ВАЗов", увеличившие продажи почти на 12%, до 1,6 тыс. единиц.

Утилизационный сбор на российские авто, который должен был прибавить к цене машин $1 тыс., на практике пока так и не начал действовать. Отечественные чиновники, рассчитывая полюбовно договориться с РФ, не спешат применять непопулярное решение. Но свое дело шумиха вокруг этого вопроса все-таки сделала, и многие украинцы по принципу "пока не подорожало" обратили пристальное внимание на российские автомобили.

За счет этого их продавцам удалось вытеснить со второго места "ЗАЗ" и вплотную подобраться к Hyundai (разрыв в октябрьских результатах между корейцами и россиянами составляет всего 120 авто). Улучшить свои результаты смогли также Renault (продажи выросли почти на 18%) и Skoda (прирост более 25%). Обратить взоры на последние покупателей заставила распродажа моделей Octavia A5, которую снимают с производства и вскоре заменят на более дорогую А7.

Продавцы Renault сумели соблазнить покупателей недорогими кредитами от собственной финансовой компании. Toyota и Nissan, наоборот, теряют рыночную долю. Соревнование в искусстве окучивания покупателей изменило расстановку сил и в премиум-сегменте. На первое место вышли продавцы BMW, нарастившие объемы реализации почти на 50% за счет акционных предложений и поставок в Украину дополнительного количества моделей, на которые сформировался отложенный спрос (до этого лидерские позиции в разные месяцы занимали Audi и Mercedes).

В ближайшее время борьба за передел рынка только ужесточится. Помимо размера рекламных бюджетов и готовности компаний кредитовать покупателей за собственный счет, успех в ней будет определять еще и ценовая политика продавцов на фоне девальвации гривни. Торговцам предстоит решить нелегкий вопрос: повышать ли цены на автомобили, пересчитывая их по новому курсу, или же сохранить на существующем уровне.

Те, у кого есть большие склады завезенного по старому курсу товара, смогут позволить себе поиграть с ценой. А значит, их шансы завлечь покупателей автоматически увеличиваются. Менее запасливые импортеры вынуждены будут играть на повышение, что наверняка вгонит их продажи в очередной минус.