Запорожский автозавод (ЗАЗ) — крупнейший в стране производитель автомобилей — вынужден до конца года остановить производство из-за нерешенного вопроса об отмене утилизационного сбора в России. Почти полуторамесячный простой предприятия обойдется ЗАЗ в 400 млн грн недополученной выручки, подсчитали аналитики. Ситуацию может спасти соглашение между Украиной и Россией о взаимном неприменении утилизационного сбора.

Запорожский автозавод (входит в корпорацию "Укравто") пересмотрел свои планы по производству и намерен до конца года проводить профилактические работы на предприятии, сообщило вчера агентство "Интерфакс-Украина" со ссылкой на "Укравто". В ЗАЗ "Ъ" подтвердили намерение остановить производство, но не уточнили, с какого числа это произойдет. Производство необходимо остановить из-за действия утилизационного сбора на импортные автомобили в России. В "Укравто" отмечают, что ожидают принятия новых законодательных норм. Производство же планируется возобновить в январе 2013 года, после рождественских праздников.

Россия ввела утилизационный сбор с импорта автотранспорта с 1 сентября. Для новых легковых машин сбор составит 20-45 тыс. руб. (от $609 до $1,37 тыс.) в зависимости от объема двигателя, для грузовиков — 150-400 тыс. руб. ($4,5-12,1 тыс.) в зависимости от тоннажа. Это фактически прибавляет 10-12% к средней стоимости украинских автомобилей в России.

ЗАЗ стал вторым предприятием, которое останавливало производство из-за действия сбора в РФ. Так, в сентябре корпорация "Богдан" временно приостановила производство автомобилей (сейчас работа возобновлена). Президент "Богдана" Олег Свинарчук заявлял, что российский сбор делает украинскую продукцию неконкурентоспособной. На самом же деле и ЗАЗ, и "Богдан" подготовились к введению утилизационного сбора: в августе они завезли в Россию больше автомобилей, с запасом на несколько месяцев. Так, производство "Богдана" в августе выросло на 80% в сравнении с июлем.

По оценкам аналитика ИК Concorde Capital Романа Дмитренко, почти полуторамесячный простой предприятия может стоить ЗАЗ 400 млн грн недополученной выручки, а фиксированные затраты могут принести порядка 50 млн грн убытков в месяц.

Впрочем, для локальных производителей, осуществляющих поставки автомобилей в Россию, ситуация может измениться в лучшую сторону. 12 ноября министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко и министр экономического развития РФ Андрей Белоусов договорились о подготовке документов о взаимном неприменении утилизационного сбора при поставках автомобилей. Кроме того, местные производители могут получить дополнительную помощь и на внутреннем рынке. В минувший вторник парламент принял в первом чтении законопроект о введении утилизационного сбора для импортной продукции, тогда как местные производители могут быть освобождены от сбора, при учете гарантий самостоятельной утилизации непригодной к использованию автотранспортных средств.