Девальвация гривны оказалась не самым большим переживанием для участников рынка. Да, изменение курса повлияет на цену топлива, но теперь появляется новая угроза, хуже сильного подорожания: из-за ограничений на покупку валюты, введенных Национальным банком Украины, импортное топливо может вообще стать редкостью на наших АЗС.

Влияние валютных колебаний на стоимость нефтепродуктов прямое и непосредственное – Украина не имеет достаточного объема нефти собственной добычи, и соответственно вынуждена покрывать нехватку горючего за счет импорта нефти и нефтепродуктов. По итогам 2013 года доля импортных энергоресурсов составила более 80%. То есть, топливо является валютным товаром и потребность в валюте является постоянной.

“По нашим расчетам около 55% в цене бензина в Украине – это как раз и есть мировая стоимость нефти и нефтепродуктов. Еще около 30-35% – это налоги, в частности акцизный сбор, который в Украине установлен в евро. Поэтому на 90% топливо имеет валютную зависимость, что означает, что этот товар очень склонен к валютным колебаниям. Что мы собственно и видим. Для простоты понимания скажу, что приблизительно пропорция такова: одна копейка в курсе доллара – это одна копейка в литре топлива на АЗС”, – пояснил директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.

“Если в январе курс на межбанке был 8,1-8,2, то сегодня участники рынка склоняются к тому, что на следующей неделе курс будет 9,1-9,2 грн/$ – мы получим где-то одну гривну в стоимости доллара. Одна гривна в стоимости доллара – это соответственно одна гривна в стоимости нефтепродуктов. Поэтому если мы в январе имели на рынке валютном и рынке стоимости бензина А-95 в среднем 10,75 грн, то соответственно прогноз на февраль и начало марта – это выход на позицию где-то 11,75 грн и 10,65 средняя цена дизельного топлива”, – подсчитал эксперт. “Но все эти расчеты справедливы при стабильной внешней конъюнктуре, которая есть сегодня. Если внешний рынок двинется вверх, то никакие предрассудки и круглые цифры никого не остановят. Поэтому ситуация очень напряженная и, к сожалению, только девальвацией проблемы сегодня не ограничиваются. Еще одна проблема – это валютное регулирование и шаги Нацбанка, которые уже ставят под угрозу не только стоимость, но и ресурсное обеспечение рынка”, – считает Куюн.

Постановление Национального банка Украины № 49 вводит ограничения возможностей для валютных операций. “Понятно, что это постановление было направлено на то, чтобы уменьшить активность финансовых спекулянтов, прежде всего, коммерческих банков, которые по существу и подняли курс доллара и евро до нынешних уровней. Говорить о том, что к этому привело какое-то падение реальной экономики или иные события, на мой взгляд нет оснований, поскольку у Национального банка Украины до последнего времени были все возможности для того, чтобы обезопасить рынок и национальную экономику от столь больших колебаний”, – убежден заместитель директора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.

“Но вместе с борьбой с финансовыми спекулянтами, как всегда, у нас началась борьба и со всеми предпринимателями. Прежде всего с теми, кто обеспечивает стабильность реальной экономики и теми, кто торгует инфраструктурными товарами и от стоимости которых зависит стоимость всех товаров и услуг в Украине. Речь идет прежде всего о нефтепродуктах”, – отметил он. Эксперт объяснил, что все участники рынка реализуют нефтепродукты на автозаправках за гривны. А потом эту гривневую выручку им нужно перевести в доллары или в евро для того, чтобы закупить нефтепродукты за рубежом. “Но согласно новому порядку приобретения валюты, каждый, кто хочет это сделать, должен ждать минимум шесть рабочих дней – а если учитывать праздники или выходные, то и 10-12 дней, в зависимости от того, когда попала заявка, – для того, чтобы эту валюту купить. При этом приобретение валюты не гарантируется. А курс, по которому ее можно приобрести, не известен”. – Сказал Рябцев.

Исследование Национального банка Украины уже показали, что 42% трейдеров заявляют о дефиците оборотных средств. “Это означает, что большинство участников рынка будут вынуждены обращаться к коммерческим банкам за краткосрочным кредитованием. Понятно, что все финансовые структуры в настоящее время будут использовать эту ситуацию в собственных целях. Таким образом, мы получим не стабилизацию, в частности на рынке нефтепродуктов, а дестабилизацию. И не уменьшение финансовых спекуляций, а увеличение”, – отметил эксперт.

“Такая близорукость Национального банка Украины удивляет, и она может привести к тому, что розничные операторы просто будут объективно вынуждены, для того, чтобы сформировать больший объем оборотных средств, поднять стоимость нефтепродуктов на заправках. Если они этого не сделают, то мы можем получить недостаток нефтепродуктов, прежде всего востребованных марок А-95 евро-1 и евро-2”, – предполагает он.

Сергей Куюн рассказал, что некоторые из трейдеров уже пытались выйти из этой ситуации, привлекая краткосрочный кредит в валюте и заплатить своему контрагенту за рубежом. “Они получили от банка ставку в 40% годовых в валюте. Вот адекватная реакция банков на кредиты. Сегодня компании пойдут, потому что на 6-10 дней нужно эти средства заморозить. В большинстве, это будут средства кредитные, и по ним придется платить дополнительные ставки. По разным оценкам, к стоимости литра топлива добавится 8-10 копеек из-за одного только кредитования. А с учетом всего ажиотажа, сейчас ставки будут действительно высокими”, – подчеркнул он.

Президент “Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук прогнозирует, что при таких условиях топливо будет очень дорого, не по карману большинству автомобилистов, и его еще надо будет искать. “То есть, вернемся к началу 2000-х годов, когда мы с канистрами бегали, становились в пять а то и в четыре утра в очереди. Внешний рынок будет иметь дефицит горючего. Но можем еще аккуратно сорвать посевную кампанию – ведь у аграриев все машины работают на высококачественном импортном топливе Евро-4 и Евро-5. Нет у меня оптимистических прогнозов на ближайшее будущее”, – подытожил он, добавив, что лучшие условия труда для операторов рынка – это не помощь государства, а его невмешательство. “Как только вмешивается власть – по регулированию или ресурсу наполнения, или создание каких-то специальных режимов, как наш случай – то тогда как раз случается коллапс на рынке”, – добавил он.

По мнению экспертов, ситуация не безнадежна. Участники рынка предлагают правительству исключить нефтепродукты как стратегически важные из перечня товаров, подлежащих ограничению по валютным расчетам и вернуть прежнюю процедуру закупки валюты и уплаты внешних контрактов. Но пока на обращение участников рынка власть не отреагиро