Гривна ушла в свободное плавание. Насколько она может подорожать?

«Страх свободного плавания»  – так экономисты называют политику центральных банков, которые предпочитают фиксировать обменный курс. С 7 февраля Украина и банковский регулятор – Национальный банк – избавились от этого страха. Глава генерального департамента денежно‑кредитной политики НБУ Елена Щербакова заявила, что официальный курс будет устанавливаться в зависимости от средневзвешенного вчерашнего курса на межбанке +/‑2,5%. Это значит, что теперь стоимость национальной валюты может меняться ежедневно.

Дабы подстраховаться от резкой девальвации, НБУ предусмотрел ограничительную норму по покупке валюты. Банки для покупки валюты по заявкам юридических лиц или субъектов предпринимательской деятельности должны были зачислять деньги на специальный счет, сама покупка с которого может проходить только через 6 дней. В итоге, эффект от введения «свободного» курса рынок ощутил с временным лагом в неделю. 10 февраля – следующий банковский день после введения новых правил – курс гривны ревальвировал до 8,52 грн/$. Рост курса начался 14 февраля, к 28 числу национальная валюта девальвировала до отметки в 9,98 грн/$. В том числе, курсовой скачек был вызван активностью на Межбанке и обострением конфликта на улицах. К понедельнику, 17 марта, курс немного ревальвировал, и составил 9,6 грн/$.

Де‑юре курс и раньше был плавающим. Правила расчета стоимости национальной валюты прописаны в постановлении НБУ №496 от 12 ноября 2003 года. Текст этого документа несколько раз менялся, но его суть  – привязка к межбанку  – оставалась неизменной. Согласно последней редакции постановления от 2009 года соотношение гривны и доллара рассчитывается как средневзвешенный курс на межбанковском рынке с возможными колебаниями +/‑2%. Что изменилось?

Раньше ради удержания официального курса на среднем уровне в 8 гривен/$ НБУ использовал золотовалютные резервы  – регулярно выходил на межбанк с интервенциями, продавал валюту банкам, корректируя тем самым стоимость гривны. Но сейчас объемы золотовалютных резервов находятся на критическом уровне. По данным НБУ, на 1 февраля 2014 года золотовалютные резервы составляли всего $17,8 млрд. По международной классификации, в частности МВФ, достаточным является объем резервов, которого хватит на покрытие минимум трех месяцев критического импорта. В сентябре прошлого года они достигали $21,65 млрд, но уже тогда их хватило лишь на 2,6 месяца импорта.

У фиксированного курса есть свои плюсы. «Импортеры, экспортеры, инвесторы чувствуют себя более защищенными,  – объясняет аналитик МЦПИ Александр Жолудь.  – Вместо них курсовые риски берет на себя центробанк». Также со стабильной стоимостью национальной валюты экономика выглядит более предсказуемой, в том числе для иностранных инвесторов. Но это работает до тех пор, пока экспортеры, импортеры и инвесторы верят в способность центробанка удерживать курс. Когда они сомневаются в достаточности резервов, случаются валютные кризисы.

Гибкий курс уменьшает вероятность валютных кризисов и давление на золотовалютные резервы страны. «Если резервы недостаточно ликвидны, это приводит к понижению рейтинга страны,  – говорит член Совета НБУ Юрий Полунеев.  – Большинство стран с экономикой, зависимой от колебаний внешней конъюнктуры, должны вводить плавающий курс. Это дает возможность всем субъектам хозяйствования эффективнее приспосабливаться к смене курса». Кроме того, повышаются шансы на финансирование МВФ. Гибкий курс и рост тарифов на коммунальные услуги  – жесткие условия для возобновления сотрудничества.

Управляемое свободное плавание  – самый распространенный режим обменного курса. «Плавания» в чистом виде нигде нет. Например, для защиты от атак спекулянтов центробанки оставляют за собой возможности по поддержанию курса. Также в современных экономических моделях считается, что фиксированный курс исключает свободные поступления капитала в страну и независимую монетарную политику. Как только инвесторы видят, что валюта государства переоценена или в структуре платежного баланса перекос, они начинают выходить из страны в другие регионы. По сути, в этих условиях украинская экономика жила с 2012 года  – фиксированный курс сопровождался оттоком капитала. Минусы фиксированного курса возникают при отсутствии баланса между импортом и экспортом. А такая ситуация сохранялась в Украине несколько лет. Например, дефицит текущего счета в 2013‑м составил $16,1 млрд, по итогам 2012 года  – $14,3 млрд.

Аналогичные трудности испытывали государства Юго‑Восточной Азии накануне кризиса 1997‑го. «В 1990–2000 годах курс удерживали Китай, Южная Корея, Гонконг, Таиланд, Малайзия и прочие «азиатские тигры». Проблемы начались из‑за оттока капитала и фиксированных курсов. Большинство пострадавших стран  нашли решение в девальвации валют»,  – рассказывает Жолудь. По его словам, положительное воздействие на рост резервов новая курсовая политика может оказать, если капитал начнет возвращаться в страну.

Динамика валют развивающихся стран

 


Именно после азиатского кризиса прошел ряд девальваций валют государств региона. Например, с 1997 по 1998 год филиппинское песо подешевело на 37,4%, южнокорейская вона  – на 34,1%, индийская рупия  – на 83,2%. После чего начался рост резервов государств Юго‑Восточной Азии. «Они решили, что лучше девальвировать валюту и формировать значительные резервы на случай спекулятивных атак в будущем. У них оставалась фактическая фиксация курса, менялся только уровень обменного курса. НБУ пытается делать что‑то подобное»,  – считает Жолудь.

Говорить о полноценном изменении режима обменного курса можно будет после отмены 49‑го постановления НБУ. Этот документ, принятый 7 февраля 2014 года, ограничивает торговлю на межбанке, запрещает покупку валюты для досрочного погашения кредитов и инвестиций за рубеж. Компании, желающие приобрести валюту, должны перечислить средства в банк, который переводит их на специальный счет. Деньги могут быть направлены на покупку валюты только через шесть дней. Это позволит регулятору за шесть дней видеть количество заявок на покупку валюты. А официальный курс доллара будет определяться по этому предсказуемому рынку. Другими словами, центробанк сохранил достаточно рычагов по контролю над гривной. Кроме того, согласно 99‑й статье Конституции, «сохранение стабильности национальной валюты Украины является функцией центрального банка».

forbes.ua