gaz24 мая Верховная Рада приняла в целом законопроект №9344, предусматривающий уголовную ответственность за повреждение промышленных трубопроводов, по которым прокачиваются все виды энергоносителей (нефть, газ-, конденсат и светлые нефтепродукты).

 Можно не сомневаться, что Виктор Янукович подпишет этот документ, ведь это нововведение поможет сократить убытки государства. Самые большие потери от воровства энергоносителей из магистралей несут госструктуры, эксплуатирующие трубопроводную инфраструктуру.

В соответствии с Законом «О трубопроводном транспорте» к промышленным магистралям относятся сети, находящиеся на территории предприятий, а также городские газораспределительные трубопроводы. Например, на балансе полугосударственного ПАО«Укрнефть» такой инфраструктуры числится свыше 6 тыс. км, а у государственной «Укргаздобычи» — более 600 км. Несмотря на то что ведомственные службы этих предприятий часто ловят нелегалов на горячем, до последнего времени их можно было только оштрафовать на небольшую сумму. Теперь же по факту врезки в промышленный трубопровод можно будет возбудить уголовное дело, по итогам которого подозреваемому будет грозить лишение свободы сроком до пяти лет.

По данным Минэнерго, ежегодный размер убытков от деятельности нелегалов составляет около 10 миллионов гривен.

В масштабах страны эта цифра выглядит очень скромно, поэтому многие считают проблему воровства энергоносителей в Украине надуманной. На самом же деле это лишь вершина айсберга, так как в действительности емкость теневого энергорынка измеряется сотнями миллионов гривен, которые распределяются его кураторами на местах. В подтверждение этого можно привести пример продажи«неофициального» газа через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Основными нелегальными поставщиками этого топлива на заправки выступают как раз промышленные предприятия. Де-юре промышленники имеют право закупать голубое топливо исключительно для обеспечения собственного производственного процесса. Но на самом деле они активнейшим образом обеспечивают АГНКС топливом из собственных трубопроводов. Зачастую откачка происходит через вышеупомянутые нелегальные врезки, при этом доказать факт недостачи энергоносителя невозможно из-за разницы между фактическим объемом потребления газа тем или иным промпредприятием и показаниями счетчиков, установленных «на входе» газовой магистрали на его территорию. Так, минимальная погрешность приборов учета потребления газа составляет 1%, что на таком заводе, как, например,«Стирол» (в год сжигает до 2 млрд. м3), дает 20 млн. м3 «неучтенки».Если же этот объем газа реализовать через АГНКС, на этой операции можно зарабатывать до 100 млн. грн. чистой прибыли ежегодно. Таким же образом природный газ можно выводить на черный рынок и из региональных газоснабжающих компаний (гор- и облгазов), эксплуатирующих сети, оснащенные аналогичными промышленникам приборами учета газа.

В рамках нынешнего законодательства повлиять на эту ситуацию из Киева было практически невозможно, поскольку любой из нарушителей мог отделаться административным штрафом. Теперь же, когда за подобные нарушения можно будет привлекать к уголовной ответственности, у центральной власти появляется реальный рычаг влияния на кураторов теневого энергосектора в регионах. Иными словами, черный рынок торговли энергоносителями станет централизованным, что позволит наивысшему звену в этой цепи наконец-то получать львиную долю доходов от данного бизнеса. При этом теневой рынок может не только сохранить масштабы своей деятельности, но и продолжать активно завоевывать новые позиции. Для этого власть создает все условия, пренебрегая правилами так называемых охранных зон. Так, если прежде объекты хозяйствования должны были располагаться не менее чем в 300 метрах от объектов трубопроводного транспорта, сейчас «мертвые полосы» сократились до скромного 50-метрового отрезка. Это позволяет без лишних затрат создавать чуть ли не при трубопроводах пункты приема энергоносителей, откачанных на местах.