«Укрзализныця» открыла сезон охоты на клиента. В условиях снижения объемов производства, а соответственно и перевозок, УЗ пытается вытеснить с рынка частные вагоны. Побочным эффектом этой борьбы может стать остановка работы метпредприятий, хотя транспортное ведомство, похоже, подобные «мелочи» мало волнуют.

poezd-vagoni2

УЗ порожняк не гонит

Без предупреждения и пояснений, с 7 сентября «Укрзализныця» запретила принимать частные полувагоны к перевозке по Донецкой железной дороге назначением на Приднепровскую железную дорогу в адрес всех грузополучателей. Выяснить причины такого решения до настоящего времени не удалось.

– Попытка связаться с автором этого приказа, заместителем генерального директора «Укрзализныци» Петром Науменко, ни по мобильной, ни по стационарной связи результатов не дала. Он, как начал совещание в понедельник, так до сегодня мобилка не отвечает, а в приемной говорят, что занят, на совещании. Не знаю, они там хоть перерывы делают в этих совещаниях?, – сообщил генеральный директор ОП «Металлургпром» Василий Харахулах на балансовом совещании предприятий горно-металлургического комплекса в Днепропетровске в среду.

Не добившись пояснений по телефону, 11 сентября «Металлургпром» направил телеграммы в адрес руководства «Укрзализныци» и Министерства экономического развития и торговли Украины.

Как уточнили в ОП «Металлургпром», по данным на утро 13 сентября, на телеграмму объединения ни от одного из ведомств никакой реакции по-прежнему нет.

Как предполагает В. Харахулах, с учетом неторопливости бюрократической машины, ситуация как минимум до конца этой недели останется без изменений.

Тем временем, на метпредприятиях Донецкого региона уже скопились сотни порожних вагонов, затоваривая приемоотправочные пути заводов и создавая риск их остановки.

– Издавая такой приказ, можно же было предположить, если ты хоть немного разбираешься в ситуации, что это чревато не только остановкой перевозок, но и приостановкой производственного процесса металлургических предприятий, поскольку вся малая логистика внутри предприятий будет заблокирована скопившимися пустыми полувагонами, – возмущен В. Харахулах.

Так, только на Енакиевском метзаводе к вечеру 8 сентября скопилось 150 готовых к отправке пустых грузовых полувагонов и все последующие дни грузовые вагоны также продолжают накапливаться, – сообщил представитель предприятия.

Пока Донецкий регион заваливает все большим грузом порожних вагонов, в Днепропетровском может возникнуть их дефицит. Как поясняют представители метзаводов, только государственных вагонов не хватает даже при нынешних объемах перевозок. Соответственно, Приднепровская железная дорога (без привлечения грузоотправителями частных вагонов) не сможет обеспечить в полной мере перевозку грузов. В том числе, не сможет отправить железорудное сырье, кокс или ферросплавы из Днепропетровской области в адрес тех же донецких метзаводов.

– Вот так вот каждодневно в Украине ведем борьбу сами с собой. Начиная от«Укрзализныци» заканчивая инсинуациями налоговых или таможенных органов. Все направлено на то, чтобы «улучшить» работу предприятий. Я не знаю, как там в других отраслях, а в металлургии так вот происходит все время, – констатирует В. Харахулах.

В ОП «Металлургпром» не исключают, что решение УЗ может и имеет под собой какие-то основания.

– Может там и есть и весомые причины - но вы же скажите об этом! Можно же было телефонном режиме, по крайней мере, выяснить друг с другом ситуацию и определиться, как ее разрешить, – считает В. Харахулах.

В свою очередь, представители метзаводов более резки в своих оценках ситуации. По их мнению, данное распоряжение является неприкрытой попыткой УЗ заставить клиентов пользоваться вагонами государственного «Украинского транспортно-логистического центра» (УТЛЦ).

– Сейчас от вагонов УТЛЦ все стараются уходить: то эти грузовые вагоны битые-перебитые дают, то УТЛЦ согласовывает план, то не согласовывает… В общем, постоянно возникает масса нюансов, из-за которых все больше предприятий предпочитает пользоваться услугами частников. Тем более, сейчас частные операторы снизили цену и стоимость грузовых вагонов фактически приблизилась к стоимости вагонов УТЛЦ, – сообщили представители предприятий.

Производство. Итоги и перспективы

Конъюнктура мирового рынка, по-прежнему, не дает поводов для оптимизма.

– Происходят какие-то колебания спроса и цены на металлопродукцию на мировом рынке, но они несущественны. Если, допустим, сортовой прокат немного в цене поднимается, то листовой прокат – падает. Усредненно же колебаний почти никаких нет. И тенденция все больше к тому, что цены на металлопродукцию снижаются. Ожидать каких-то существенных изменений, по крайней мере, до конца года не приходится, – отмечает гендиректор «Металлургпрома».

Реагируя на спрос, в августе объемы производства украинской метпродукции несколько выросли, однако, в первую декаду сентября среднесуточное производство общего проката сократилось по сравнению с августом на 9,9%, до 68,8 тыс. т, что является наиболее низким показателем нынешнего года.

Производство металлопродукции, млн. т:

Продукция

Август (прогноз)

Август (факт)/к июлю

8 мес. 2012 г./к АППГ

Сентябрь (прогноз)

Октябрь (прогноз)

2012 г. (предв.расчет, исходя из ур. пр-ва за 8 месяцев)/к 2011 г.

Чугун

2,3

2,277/-0,2%

19,083/100%

2,3

2,340

28,624/-1%

Сталь

2,68

2,625/+2,8%

22,010/-5%

2,64

2,590

33,014/-5%

Прокат общ.

2,45

2,367/+2,2%

19,681/-7%

2,37

2,370

29,521/-7%

Данные ОП «Металлургпром»

В свою очередь, даже при росте рынка металлопотребления конкуренция будет только усугубляться, – уверен В. Харахулах. Украинская металлопродукция теряет традиционные рынки сбыта, в том числе за счет ввода новых металлургических мощностей.

– Страны, которые традиционно были покупателями нашей продукции, сегодня тоже в большей или меньшей степени создали свои мощности по производству готового проката. И если и потребляют, то только наше сырье: заготовку, слябы, – отметил В. Харахулах.

По его словам, для повышения своей конкурентоспособности украинским металлургам необходимо инвестировать средства в техперевооружение и энергосбережение.

В том числе В. Харахулах отметил необходимость реализовывать программы по сокращению объемов потребления природного газа, стоимость которого гендиректор охарактеризовал как сказочную. Цена газа «на задвижке»предприятий на сегодня составляет от $485 до $515 за 1 тыс. куб.м. При этом стоимость газа для российских металлургов, по официальным данным, как минимум в 3,5 раза дешевле – $138 за 1 тыс. куб.м.

– Поэтому нашим металлургам нужно крепко изощряться, чтобы хоть как-то сложить приемлемую себестоимость продукции. Переходить на альтернативные виды топлива, на более экономное расходование природного газа, – отметил В. Харахулах.

При этом, как сообщил В. Харахулах, экономическое состояние заводов на сегодня не позволяет в полной мере реализовывать запланированные программы по энергосбережению, в том числе замедлились темпы внедрения технологии вдувания пылеугольного топлива.

– В 2012 г. украинские металлурги хоть и увеличили объемы инвестиций в модернизацию и реконструкцию производств по сравнению с прошлым годом, но, по-сути, это незначительные объемы, и обусловлены они тем, что есть необходимость заканчивать те объекты, которые были начаты в лучшие времена, – сообщил В. Харахулах.

Также, по его словам, украинским металлургам необходимо идти по пути реализации конечного продукта с более высокой степенью готовности.

– Иначе нам больших проблем не избежать и в дальнейшем тоже… Я не думаю, что металлургия Украины умрет. Выжить, наверное, выживем, может быть, как обычно с опозданием, выйдем на нужные уровни технического и технологического производства, но это потребует больших финансовых затрат. Пока же, как обычно это уже у нас сложилось – мы пасем задних, – отметил руководитель объединения.