От чего зависит продажа Лисичанского НПЗ и что ожидает сеть заправок ТНК?

Покупка российской государственной компанией «Роснефть» 100% ТНК-ВР за $61 млрд стала третьей по величине M&A-сделкой в мире. Президент РФ Владимир Путин окрестил это мегапоглощение как «большой вклад в развитие не только российского, но и мирового энергетического рынка».

Не знаю, как в мировом плане, но украинский рынок нефтепродуктов оно способно изменить. ТНК-ВР принадлежит в Украине Лисичанский НПЗ, который может обеспечить треть потребностей страны в нефтепродуктах (его мощности по переработке составляют около 8 млн т нефти в год), а также разветвленная сеть нефтебаз и 150 АЗС. Это позволяет компании занимать лидирующие позиции как в оптовой продаже нефтепродуктов, так и в розничной.

Будущее ЛИНИКа определит Бойко

Приход новых акционеров заставит полностью переоценить украинские активы и, соответственно, пересмотреть подходы к их развитию. Будущее Лисичанского НПЗ во многом зависит от того, введет ли с 1 декабря Украина пошлины на импорт нефтепродуктов. Новые акционеры, скорее всего, заморозят продажу завода до этого времени. Если министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, как и обещал, введет пошлины, то Лисичанский НПЗ возобновит работу на внутренний рынок и сможет занять на нем значительную долю, потеснив импортеров.

В этом случае «Роснефть» может даже начать инвестировать в завод, чтобы повысить качество его нефтепродуктов до экологического класса Евро-5, так как сейчас они дотягивают только до требований Евро-3 и Евро-4. Модернизация очень важна с точки зрения будущего предприятия – она позволит ему выдерживать конкурентную борьбу по качеству с литовским «Мажейкю Нафта» и белорусским Мозырским НПЗ.

Вопрос лишь в том, продадут завод сразу или немного погодя. Есть вариант, при котором новым собственникам будет выгоднее немного повременить с продажей и поработать по толлинговым схемам (беспошлинный ввоз нефти в страну, ее переработка и беспошлинный вывоз обратно) на Россию.Если же Украина не решится вводить пошлины, «Роснефть» так же, как и ТНК-ВР, будет избавляться от завода, поскольку в текущих условиях его продукция сильно проигрывает в цене белорусским нефтеперерабатывающим заводам, которые в рамках Таможенного союза могут закупать нефть по более низким ценам. Убыточный бизнес никому не нужен.

Дело в том, что Россия существенно ужесточила требования к качеству нефтепродуктов и с 1 января 2013 г. запрещает реализацию нефтепродуктов, соответствующих экологическому классу Евро-2. Между тем эта мера, по некоторым оценкам, может спровоцировать дефицит топлива на внутреннем рынке. Для его ликвидации Лисичанский завод какое-то время может работать на наполнение российского рынка, но это зависит от того, насколько сильно дефицит подстегнет цены на российских заправках. На мой взгляд, сильного ценового скачка не должно произойти, поскольку россияне, принимая решение о запрете топлива класса Евро-2, наверняка просчитали возможные негативные эффекты. Поэтому вероятность такого сценария – невысока.

У сети АЗС хорошие перспективы

Замена ВР на «Роснефть» коснется, без сомнения, и украинской сети автозаправочных станций. Поскольку ТНК-ВР изначально не планировала продавать розницу, новый акционер также не станет уходить с рынка. Скорее всего, он пойдет на расширение сети традиционным способом – как за счет строительства новых заправок, так и за счет покупки других сетей. При этом введение пошлин на импорт нефтепродуктов позволит увеличить рыночную долю быстрыми темпами – у мелких и средних операторов, торгующих импортным 

А когда компания освоится на украинском рынке, то, скорее всего, проведет ребрендинг заправок в корпоративные цвета «Роснефти». Сейчас розничная сеть ТНК-ВР в Украине отличается «мультибрендовостью» – заправки компании работают под четырьмя логотипами: ТНК, ВР, «Формула» и «Золотой гепард». Сеть «Формула» была приобретена в 2010 г., а «Золотой гепард» – еще в 2008-м, так что ребрендинг станций давно назрел, и они, минуя «синеву» ТНК-ВР, могут быть сразу оформлены в корпоративные цвета «Роснефти».бензином, снизится маржа из-за подорожавшего импорта, в результате чего они станут менее конкурентоспособными.