Уже несколько лет подряд украинская железнодорожная отрасль активно развивается, особенно в сегменте пассажирских перевозок. При этом, главный упор делается на внедрении ускоренного движения. Для чего необходима модернизация ж/д путей, а к новому оборудованию выдвигаются повышенные требования, прежде всего, к нормам безопасности движения.

На сегодняшний день по территории Украины полным ходом курсируют скоростные поезда «Шкода Вагонка» и «Хюндай Ротем». Кроме того, проходят испытания отечественные составы такого же класса производства Крюковского вагонзавода. Впрочем, это только видимая верхушка айсберга, ведь для внедрения ускоренного движения необходимо активно обновлять путевую инфраструктуру, чтобы та выдерживала новые скорости. Соответственно, к ней выдвигаются повышенные требования.

Фактически, за три года проделан большой комплекс работ на подготовке инфраструктуры, в том числе выполнены модернизация и ремонт ж/д колеи по маршрутам следования скоростных поездов. При этом, одним из важных элементов этого процесса стала замена стрелочных переводов. Так, в 2010-2012 годах на участках ускоренного движения железнодорожники заменили 592 стрелочных перевода, из которых 282 бесстыковые.

В начале текущего года УЗ запланировала обновить 26 комплектов стрелочных переводов на крымском направлении. Утвержденный финплан монополии и Госпрограмма активизации экономики Украины на 2013-14 года предусматривает инвестиции в замену стрелочных переводов в размере $153 млн. (2013 г. - 88 шт., 2014 г. - 95 штук).

Последние 10 лет на украинских железных дорогах используют стрелочные переводы двух типов на железобетонных и деревянных брусьях производства Керченского и Днепропетровского стрелочных заводов. Как рассказал доктор технических наук, профессор Виктор Рыбкин, заведующий кафедры «Путь и путевое хозяйство» Днепропетровского национального университета ж/д транспорта, наибольшие скорости (до 160 км/ч) позволяют реализовать стрелочные переводы КС 6511-03 Керченского стрелочного завода и Дн 345-08 Днепропетровского стрелочного завода. При этом, по его мнению, шумиха раздутая СМИ вокруг качества продукции одного из производителей является неадекватной. Ведь, за качеством и сертификацией, а также процессом эксплуатации стрелочных переводов следят специальная инспекция и техслужбы «Укрзалиныци».

Кроме того, перед установкой любая новая стрелочная конструкция, поступающая от производителей, должна быть одобрена специальной стрелочной комиссией. Как рассказывает ее председатель Василий Яковлев, главный инженер Главного управления путевого хозяйства «Укрзализныци», к ним уже попадает техника после испытания на предприятиях, в соответствующих научных лабораториях и после сертификации.

По словам Марка Бартновского, замдиректора ГП «Харьковский орган по сертификации железнодорожного транспорта» при Украинской госакадемии железнодорожного транспорта, Керченскому стрелочному заводу уже 10 лет подряд выдают сертификаты, и претензий никогда не было. Более того, пару лет назад предприятие получило новый импульс к развитию, а в прошлом году его собственники увеличили уставной капитал завода на 13 млн. грн., которые будут направлены, в том числе на модернизацию производственного комплекса, а также выпуск новых конструкций стрелочных переводов для скоростных магистральных дорог.

Дополнительным подтверждением качества керченских «стрелок» является тот факт, что предприятие активно наращивает долю экспорта в общем объеме реализации продукции (прежде всего, в РФ). Как сообщила Валентина Кускова, ведущий специалист «Регистра сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте» России, недавно керченское предприятие успешно прошло повторную сертификацию стрелочных переводов для российских потребителей еще на 3 года. «Керченские стрелочные конструкции разметают на российском рынке «с руками и ногами». Наши промышленники, которые является главными покупателями продукции КрСЗ, не могли дождаться, пока мы завершим повторную сертификацию. Керченская продукция полностью соответствует выдвигаемым требованиям по нормам безопасности. Со стороны РЖД также нет претензий», - говорит Валентина Кускова.

Виктор Рыбкин говорит, что стрелочные конструкции для ускоренного движения у обоих заводов отличные, и они уже эксплуатируются на маршруте Киев-Харьков-Донецк. «При подготовке внедрения ускоренного движения через нашу «Путеиспытательную лабораторию» прошла каждая конструкция, каждый вагон, на который мы выдаем паспорт. И стрелочный перевод Дн 345-08, и КС 6511-03 прошли все испытания. Более того, в наших выводах отображено, что эти конструкции тестировались не только на скорости 160 км/ч, но и 176 км/ч», - отмечает эксперт.

В то же время, по его словам, редко когда поездам приходится ездить со скоростью 160 км/ч по «стрелке». Дело в том, что стрелочные переводы устанавливаются, в подавляющем большинстве, в городах и на станциях, а «мчать» на скорости 160 км/ч через населенный пункт весьма опасно. Поэтому стрелочные конструкции на большинстве участков подвергаются воздействию скоростям обычно 120 км/ч, иногда 140 км/ч.

«Сейчас проводятся испытания скоростных поездов производства Крюковского вагонзавода. Так под них стрелочные переводы иногда тестируются уже на скоростях даже в 200 км/ч», - отмечет Виктор Рыбкин, добавляя, что конструкции, уже установленные на направлении Львов-Киев-Харьков-Донецк-Днепропетровск, полностью обеспечивают безопасность движения.