Шесть из восьми требований предприятий к правительству не вошли в меморандум о взаимопонимании.

14 июня Кабинет министров и предприятия украинского ГМК подписали меморандум о взаимопонимании. Из восьми требований металлургов к государству цензуру Миндоходов, Минфина и Минэкономразвития прошел только один пункт – обещание правительства не допустить роста тарифов на железнодорожные перевозки больше, чем на 5% к уровню 2012 года. Это единственная конкретная цифра, которая содержится в документе.

Принять соглашение удалось со второй попытки. Первую – 5 июня – заблокировали сразу несколько ведомств: Министерство финансов, Миндоходов и Минэкономразвития. Согласования длились более недели. 11 июня министр промполитики Михаил Короленко заявил об окончательной доработке меморандума и его передаче в Кабмин.

Меморандум действует с 1 июня 2013 года до 1 июня 2014-го. Как следует из текста соглашения, которым располагает Forbes, металлурги обязались продавать металлопрокат в Украине не дороже, чем за границу, избегать необоснованных сокращений персонала, ускорить оборачиваемость грузовых вагонов и продолжить выполнение инвестиционных проектов. Правительство, со своей стороны, задекларировало намерения вовремя возмещать НДС, избегать взимания налогов наперед, сдерживать рост тарифов на энергетику на срок действия меморандума, а также не допускать беспошлинного ввоза продукции ГМК, которая производится в стране.

Со стороны правительства документ подписал Николай Азаров, со стороны металлургов – председатель центрального комитета Профсоюза металлургов и горняков Украины Владимир Козаченко, глава совета директоров корпорации ИСД Сергей Тарута, а также топ-менеджеры комбинатов «Арселор Миттал Кривой Рог», «Донецксталь-металлургический завод», «Евраз-Днепропетровский металлургический завод им. Петровского».

Финансовому блоку правительства удалось отстоять часть своих требований, из-за которых принятие документа было отложено. Несколько выгодных металлургам пунктов, которые присутствовали в первоначальном варианте, были скорректированы или вовсе удалены из меморандума.

Так, из текста исчезли следующие нормы:

– сохранить на период действия меморандума нынешние ставки на пользование недрами, платы за землю и экологического налога;

– предусмотреть в законодательстве альтернативные формы возмещения бюджетной задолженности перед предприятиями, в частности, путем выпуска обеспеченных государством ценных бумаг, а также обеспечить механизмы для свободного оборота этих бумаг и достаточный уровень их ликвидности;

– предусмотреть изменения в законодательстве о возможности оставлять предприятиям у себя до 50% экологического налога для реализации природоохранных мероприятий;

– предусмотреть действенный механизм освобождения импорта оборудования и комплектующих, которые не производятся в Украине, от платы ввозной пошлины и НДС;

– улучшить обеспечение предприятий сырьем: ферросплавами, металлоломом, отменить импортные пошлины на их ввоз, а также продлить на три года действие налоговых льгот на операции с ломом черных металлов.

В документе много обтекаемых формулировок. Так, вместо оперативного возврата всех переплаченных предприятиями налогов, правительство согласилось выплатить лишь то, что позволяет Налоговый кодекс.  А вместо того, чтобы предусмотреть в бюджете 2014 года возможность выдачи госгарантий под проекты модернизации металлургических комбинатов, Кабмин согласился лишь рассмотреть такую возможность в принципе.