Во время пандемии человечество столкнулось с серьезными ограничениями, многие тяжело пережили карантин, потеряли близких. Несмотря на страх болезни, часть общества радикально отказывается от вакцинации, эффективность которой статистически неоспорима. Почему это происходит?

Страх вакцинации объясняется тем, что новая информация и новизна в целом нашей психикой воспринимается как ошибка, поскольку заставляет адаптироваться и тратить гораздо больше усилий, чтобы продолжать жить как раньше.

Еще ряд ошибок мышления, которые нами воспринимаются как истина и не поддаются аналитической оценке:

1. Иллюзорная корреляция - тенденция находить связь между переменными, которой в реальности или нет существует или она значительно меньше, чем предполагается.

Хорошим примером является убежденность в том, что вакцинация приводит к заболеваниям или летальному исходу.

Наш мозг не терпит отсутствия связи и является настоящим борцом за справедливость. Это выражается в том, что любая неизвестность должна быть логически объяснена. Если это не удается, мы начинаем подгонять факты так, чтобы они объясняли ситуацию. Типичным примером является утверждение, что количество больных с момента изобретения вакцины только возросло. Ошибка состоит в том, что люди игнорируют увеличение во всем мире мощностей диагностики, делая вывод, что вакцина и меры предосторожности не работают.

2. Недооценка бездействия – когнитивное искажение, которое в тенденции людей недооценивать последствия бездействия по сравнению с действием. Примером такого феномена является отказ от вакцинации, когда люди предпочитают получить осложнения от болезни риска получить осложнения после прививки. Хотя шанс осложнения от прививки намного ниже шанса заболеть – вакцинация требует активного действия и принятия на себя ответственности.

В исследовании 1990 года испытуемым предложили выбрать из двух вариантов: назначить больному лечение, ведущее к смерти в 15% случаях, или не назначать ничего из 20% случаев летальных исходов. 13% людей, участвовавших в эксперименте, избрали бездействие, поскольку они не хотели быть ответственными за чью-либо смерть.

3. "После этого – значит, из-за этого" span> — логический прием, при котором причинно-следственная связь отождествляется с хронологическим, временным: «Если событие X произошло после события Y, значит, событие Y является причиной события X».

>

При этом не допускается возможность случайного совпадения или наличия какого-либо фактора, влияющего на события отдельно.

Эта ошибка распространяется и на вакцинацию: «Через некоторое время после вакцинации человек умер». Ошибка в том, что смерть после вакцинации не означает, что она произошла из-за нее. Существует множество факторов, влияющих на здоровье человека, которые другие люди игнорируют.

4. Феномен Баадера - Майнхоф, или иллюзия частотности. Это когнитивное искажение, при котором недавно узнаваемая снова появляющаяся через короткое время информация воспринимается как очень часто повторяющаяся. При этом отрицательная информация запоминается лучше. Следует нам дважды услышать о плохих последствиях одного события, как они начинают казаться регулярными.

5. Уклон в негатив – вещи негативной природы, даже при равносильных условиях, воспринимаются человеком сильнее , чем положительные Это касается мнений, эмоций, социальных взаимоотношений, болезненных/травмирующих событий и т.д. Поэтому аудитория телевизионных новостей обращает больше внимания на отрицательные новости, чем на положительные события. Негатив воспринимается ярче, четче и хорошо запоминается.

Эффект проявляется и в восприятии других людей: одна «негативная» характеристика человека способна перечеркнуть в восприятии большое количество его положительных черт. Таким образом, человек вообще без положительных черт (например, безликий, только что появившийся политик) имеет преимущество перед конкурентом, у которого много положительных черт и одна отрицательная (то есть практически перед любым другим политиком).

В принятии решений и управлении это когнитивное искажение оказывает большое влияние на поведение человека. Бизнесмены склонны минимизировать прибыль, чтобы гарантировать отсутствие убытков.

6. Эффект Ресторфф, или эффект изоляции. Это эффект человеческой памяти, когда объект, выделяемый из ряда подобных однородных объектов. запоминается лучше других. Среди большого количества знакомых, заботящихся о своем здоровье, достаточно заболеть одним человеком, как сразу создается ощущение, что все вокруг болеют.

Поэтому вышеперечисленные эффекты становятся еще более выраженными, и мы попадаем в петлю ошибочных выводов и логических ошибок.

Что можно сделать, чтобы минимизировать эти ошибки:

1. Подвергнуть сомнению свои убеждения

Найдите множество экспертов в области, которая вас беспокоит, при этом опирайтесь на информацию не только подтверждающих вашу точку зрения, но и альтернативную. Нам свойственно ошибаться. Вспомните, бывало ли у вас так, что горячая вера во что-то развевалась и ваши убеждения менялись? Возможно, сейчас именно такой случай.

2. Странам, компаниям и миру в целом не выгодны ваши неудачи

Несмотря на множество теорий заговора, миру выгодно, когда вы здоровы, богаты и стремитесь к успеху. Болезни и безработица не приносит никакой пользы государству, поскольку человек в наше время – новое золото. Вы приносите больше пользы миру, когда работаете, платите налоги, производите блага и потребляете их, а не во время болезни и слабости.

3. Опирайтесь на проверенные источники

Важно опираться на масштабные исследования и опыт успешных стран, компаний, групп. Успех в долгосрочной перспективе – признак правильного подхода и хорошего плана. В странах с высоким уровнем образования и развития экономики высокие темпы вакцинации.

4. Не стоит рассматривать мир с точки зрения его враждебности

Апофения – это тенденция видеть связь там, где ее нет, рассматривать любую свою неудачу как «ненависть мира» к вам. Это черно-белое мышление, в котором мы наблюдаем только полярные события в жизни. Мир не стремится причинить нам зло, также не стремится и осчастливить. Человек самостоятельно принимает решение о том, хочет видеть в мире угрозу или научиться искать возможности.

Источник: forbes.ua