Раньше рынок недвижимости Германии был стабильным до скуки. Немного меньше половины населения снимают жилье. Когда немцы действительно покупают жилье, они годами копят значительную сумму. И как только они ее вкладывают, то, как правило, остаются в том месте надолго.

Все изменилось. Со времен финансового кризиса на рынок немецкой недвижимости потек капитал, увеличив цены на 40-50% за шесть лет. По прогнозам, рост достигнет еще 4% в 2015 году. Все это может быть неудивительно для центрального Лондона, но все равно возникает вопрос, не поддается ли Германия такому же соблазну в сфере недвижимости, который привел к огромным проблемам по всей Европе и Америке.

Министерство финансов заговорило об «опасных» ценовых тенденциях. К Бундесбанку возникло много вопросов, когда финансовые институты-последователи немецкой денежной политики предупредили о переоценке в 25%. Свою лепту внесли и средства массовой информации, рассказывающие о стремительно растущих ценах на недвижимость и выброшенных на улицу долгосрочных арендаторах, когда новые арендодатели, некоторые из которых даже иностранцы, подняли арендную плату под предлогом парочки «улучшений».

В чем причина таких перемен? Экономные немцы переключились на кирпичи и строительный раствор, или Betongold, бетонное золото, в поисках спасения от ужасов супернизких процентных ставок еврозоны. Фразу DerEuroistnichtswert(евро ничего не стоит) можно часто услышать во время ужина от Берлина до Мюнхена. Низкие процентные ставки также означают более доступный кредит, а цены в приятных для проживания городах, таких как Берлин, все еще гораздо выгоднее, чем за границей. Поэтому неудивительно, что в борьбу вступили международные инвесторы, некоторые из которых приехали из периферийных стран еврозоны, сильно подкошенных финансовым кризисом.

Свою роль также играют культурные изменения: молодое поколение готово стремиться за журавлем в небе недвижимости, а не сидеть на одном месте с синицей в руках. В некоторых кругах немцы начинают вести хвастливые беседы о заключенных выгодных сделках и приобретениях, которые уже давно считают предвестником гибели любого англосаксонского общественного мероприятия.

Тем не менее, немцы не пустили финансовую осторожность на ветер. Денежные займы на приобретение недвижимости по-прежнему их сильно пугают. Инвесторы, ищущие легких денег, сталкиваются с непоколебимыми законами по защите арендаторов и контролем над размером арендной платы. На немецком рынке недвижимости все-таки грядут перемены, но в немецком духе: медленные и осторожные.

Фредерик Штудеманн: редактор по комментированию и анализу, «FinancialTimes»