Административно-территориальная реформа и местное самоуправление стали темой выступления первого секретаря ЦК КПУ, руководителя фракции КПУ в Верховной раде Украины Петра Симоненко перед участниками июльского заседания медиа-клуба «На свой взгляд».

Петр Симоненко напомнил, что идея административно-территориальной реформы особенно сильно муссировалась в первые годы после Оранжевой революции. И тогда же, несмотря на широкую информационную кампанию и масштабные собрания, эта идея была решительно отвергнута самими украинцами. Но сегодня эта тема вновь стала актуальной – благодаря внесенному на рассмотрение парламента законопроекту №9590.

Одна из важнейших составляющих реформы – укрупнение самоуправляемых территориальных единиц. К счастью, центральная власть уже давно не поднимает вопрос объединения областей в «губернии». Но во внимании реформаторов теперь районы и сельские советы. Так, по замыслу идеологов административно-территориальной реформы, число районов должно уменьшиться с 490-та до 150-ти, иных территориальных общин – с 31-й тысячи до 1,8 тысячи. Это значит, например, что в Херсонской области вместо 18-ти районов будет всего три! А в границах ныне действующих Скадовского, Каланчакского, Чаплинского районов создадут всего по 3 «укрупненных» сельсовета. Сейчас, как мы все знаем, количество сельсоветов в одном районе достигает десятка-двух. Пример той же Херсонщины: в Голопристанском районе – 21 сельсовет, в Цюрупинском – 18. Количество и одних, и других в ходе реформы сократят ровно втрое.

По плану, сообщил Петр Симоненко, один реформированный сельский совет должен будет обслуживать 15 – 20 сел. Построить «вертикаль власти» при этом будет сложно физически – представим, как сильно будут географически удалены друг от друга и от центрального населенного пункта села – «члены» сельсовета. Поэтому в каждом населенном пункте появятся (скорее всего, будут назначены, хотя, возможно, и избраны громадой) старосты, не имеющие, в общем-то, никакой реальной силы или реальных полномочий – хотя бы только потому, что бюджет на 15 – 20 сел будут расписывать в новом районном центре.

Что является мотивом (по крайней мере, официальным) такой реформы? Во-первых, предполагаемая экономия бюджетных средств за счет сокращения расходов на содержание местных органов власти. Петр Симоненко отметил, что цель такая является безусловно правильной. И причинно-следственная связь в данном случае видна, кажется, невооруженным взглядом: сократив количество органов власти втрое, мы получим пусть не тройное, но двойное сокращение затрат. Но, считают коммунисты, на деле такой подход – изменение количества, но не качества – приведет в первую очередь к загруженности чиновников и огромным очередям в органах власти. Конечно, ни о каком качественном обслуживании и человеческом отношении речь уже даже не будет идти.

Не все то золото…

Отметим также, что формула «сокращение кадров = сокращение затрат» в государственных учреждениях Украины работает далеко не всегда. И даже при новой власти можно найти несколько особенно вопиющих случаев, когда «оптимизация» штата органа власти приводила, в конце концов, к росту расходов на содержание!

Так, за первый год административной реформы (она, в отличие от административно-территориальной, стартовала в первый год правления Виктора Януковича) количество центральных органов исполнительной власти сократилось со 111-ти до 74-х. Государственных служащих стало меньше на 24% (хотя президент обещал сократить 30%). В составе правительства работает не 28, а 18 человек, из 20-ти министерств осталось 16. А результат… в бюджете 2011 года на госаппарат предполагалось затратить 2,44 млрд грн, в бюджете 2012-го – 2,55!

Надежда власти сэкономить средства связана не только с органами власти, но и с социальными или инфраструктурными учреждениями, уверены в Коммунистической партии. Так, например, после урезания районов большое количество больниц лишатся статуса центральной районной больницы. В перспективе их могут переформатировать даже в поликлиники или фельдшерско-акушерские пункты. В результате за качественной и специализированной медицинской помощью сельскому жителю придется ехать уже в новый райцентр – за 50, а то и 80 км от своего села. Учитывая качество дорог в сельской местности, можно смело сказать, что на этот путь потребуется не час и не два времени.

«Коммунисты все 70 лет шли к людям. И в прямом смысле этих слов тоже. Мы, коммунисты, старались буквально приблизить государственные услуги к гражданину страны. А нынешняя власть за все 20 лет независимости только отдаляется от людей. Также во всех значениях! – заявил Петр Симоненко, остроумно подметив: – «Раньше человек шел в РАЙком, а теперь – в АДминистрацию».

Однако вернемся к медицине. Петр Симоненко обратил внимание журналистов на то, что административно-территориальная реформа во многих вопросах вообще не согласована с запланированной медицинской реформой – еще одним любимым детищем «партии и правительства». Напомним, что территориальное деление, предложенное авторами медицинской реформы, деление на так называемые госпитальные округа, было произведено с привязкой к действующей административно-территориальной системе! То есть, «нарезав» область и районы на госпитальные округа, мы через некоторое время узнаем, что в нашей области таких районов не должно быть вообще.

Много вопросов к новому административно-территориальному делению возникнет также и с точки зрения построения транспортной сети. Нынешние транспортные маршруты привязаны к районным центрам – соответствующим образом построена сеть дорог и автотранспортных предприятий. Будет ли новая система соответствовать имеющейся инфраструктуре? Без сомнений – нет, уверен лидер украинских коммунистов.

За последние 10 лет в Украине исчезли 268 населенных пунктов. Реализация административно-территориальной реформы поставит под вопрос существование еще почти 30-ти тысяч сел, жители которых фактически будут лишены права на самоуправление… а также и возможности нормально лечиться, учить детей, взаимодействовать с государственными органами. Так или иначе, реформа только увеличит и без того масштабную миграцию сельских жителей (особенно – молодежи) в города и крупные поселки.

Можно посмотреть на проблему еще более широко – на фоне грядущей земельной реформы и открытия рынка сельскохозяйственных земель. Мы прекрасно понимаем, что молодой украинец, «вытолкнутый» из села административно-территориальной и медицинской реформами, будет готов продать свой земельный пай очень дешево – чтобы получить «стартовые» для обустройства в городе. Тысячи таких людей по всей стране смогут значительно сбить цену в целом на рынке. И мы непременно получим то, чего так опасаемся и чего «совершенно не допускает» власть, – дешевую сельскохозяйственную землю массово скупают крупные землевладельцы.

Государство должно прекратить безответственные социальные эксперименты, оно обязано прислушаться к мнению людей, говорит Петр Симоненко. Украинские коммунисты предлагают свой собственный проект административно-территориальной реформы, в основе которого – интересы человека, живущего в конкретном населенном пункте. «Мы считаем, что реальная власть, организованная в виде местных советов и их исполнительных комитетов, должна принадлежать территориальной общине. Самоуправление, в виде советов и исполкомов, должно быть обеспечено ресурсами для выполнения своих обязанностей – сейчас-то они финансируются централизованно и, зачастую, по остаточному принципу. А государственные услуги, предоставляемые через органы местного самоуправления, должны быть максимально приближены к людям», – подчеркнул Петр Симоненко.

…………………………………………………………………………

Материал предоставлен газетой "Улица Заречная"