avto-2В наше время, когда природные ресурсы постепенно исчерпываются, а экологическое состояние городов становится критическим, остро поднимается вопрос о развитии альтернативных видов транспорта, работающих на экологичном и дешевом топливе, например, на электричестве.

Экологи считают, что одной из причин плохой экологической обстановки является автотранспорт. Так, например, средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам. Автотранспорт в среднем дает 42 процента загрязнения атмосферы городов, а в некоторых крупных городах эта цифра может достигать и значительно большего удельного веса. Печальная статистика: в Европе 225 тысяч человек ежегодно умирают от заболеваний, связанных с выхлопными газами. Вместе с тем, хорошим решением экологической и экономической проблем больших городов может стать электротранспорт. Электричество – самый доступный вид энергии в Украине. Поэтому, передвигаясь по городу на электротранспорте, можно не только сохранить экологию, но и собственные деньги.

Автовыбросы и шум – вред атмосфере и здоровью

Автомобиль, поглощая кислород, интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами. Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15 процентов его расходуется на движение автомобиля, а 85 – “летит на ветер”. К тому же, камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Угарный газ и окислы азота – вот одна из основных причин головных болей, усталости, раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам. В больших городах также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и злокачественные новообразования. По расчетам специалистов, “вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90 процентов по окиси углерода и 70 процентов – по окиси азота. Автомобиль также добавляет в почву и воздух тяжелые металлы и другие вредные вещества.

Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. Поступление углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина.

Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изучены соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50 процентов дневного поступления свинца в организм приходится на газы автомобилей.

В условиях городского шума происходит напряжение слуха. По данным австрийских исследователей, шум сокращает продолжительность жизни человека на 8–12 лет. Он может стать причиной нервного истощения, угнетённости, невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно­сосудистой систем. Среди основных путей снижения экологического ущерба от транспорта – оптимизация его движения; разработка альтернативных энергоисточников; дожигание и очистка органического топлива; модификация двигателей, использующих альтернативное топливо; защита от шума; экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением.

Преимущества электротранспорта для города

Развитие электротранспорта – общемировой тренд. Сейчас практически все крупные автопроизводители ведут разработки в этой области, а передовые страны мира, такие как США, Китай, Япония, Германия, Великобритания – имеют долгосрочные программы поддержки развития электротранспорта и стимулирования потребителей. Учитывая, что на сегодняшний день высокая цена – один из сдерживающих факторов развития электротранспорта, участие и поддержка государства в этом вопросе приобретают особое значение. Среди предлагаемых механизмов: субсидии, льготные схемы кредитования, отмена транспортного налога, обнуление НДС, разрешение электромобилям ездить по полосам, выделенным для общественного транспорта.

Преимущества электротранспорта для города очевидны – это экологичность (абсолютное отсутствие вредных выбросов в атмосферу), пониженный уровень шума (за счет меньшего количества движимых частей и механических передач), низкая пожаро­ и взрывоопасность при аварии и пр.

Кроме того, электротранспорт имеет и экономические преимущества. Например, расходы на топливо/энергию у электробуса в 5,5 раза меньше, чем у традиционного автобуса с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Для непосвящённых: электробус – это новый вид пассажирского транспорта, который большую часть пути проходит как обычный троллейбус, а затем, отсоединяясь от контактной сети, продолжает движение в режиме автобуса (электробуса), получая энергию от литий­ионных аккумуляторов. Техническое обслуживание электробуса также дешевле, чем у аналогичного автобуса с ДВС: отсутствует двигатель внутреннего сгорания, нет необходимости его обслуживания, замены масла, фильтров, свечей внутреннего сгорания. Электробус имеет более высокую первоначальную стоимость по сравнению с автобусом с ДВС, но за счет более низких эксплуатационных расходов срок окупаемости у них сопоставим.

Виды электротранспорта разнообразны: пассажирский (троллейбусы, трамваи, электробусы), легковой (электромобили), грузовой (средней и большой грузоподъемности), рельсовый (метро, локомотивы и пр.), бесшумные самолёты с электродвигателями и на солнечных батареях. Некоторые из них уже действуют, а некоторые только проходят тестирование.

О том, как развивается и обновляется электротранспорт в Запорожье, “ЗС” рассказал генеральный директор КП “Запорожэлектротранс” Юрий Папач:

Сегодня в городе эксплуатируется 111 трамваев и 86 троллейбусов, которые только за один день перевозят около 20 тысяч пассажиров. Более половины вагонов нуждается в ремонте. В конце июля силами нашего предприятия при финансовой поддержке власти полностью восстановлено 4 старых трамвая и 5 троллейбусов. Выделенные городом средства мы тратим на зарплаты сотрудникам, а оставшиеся средства вкладываем в ремонт трамваев и троллейбусов. Ремонт был полностью выполнен руками сотрудников предприятия. Сейчас важным направлением деятельности КП является автоматизация технологических процессов организации перевозок и пересмотр маршрутов городского электротранспорта, оптимизация режима его работы.

В конце июля городской голова Александр Син, принимая обновленный трамвай, отметил не только его новый внешний вид, но и обновлённую внутреннюю часть вагона: мягкие сидения, новое отопление и подвижную часть. “Предприятие организовало свой участок, где специалисты могут перешивать сидения, шить спецодежду, что позволит экономить бюджетные средства. До конца года на ремонт 14 единиц подвижного состава КП получит еще около 5 млн. грн., а в следующем году финансирование планируется в размере 12 млн. грн. Таким образом, можно капитально отремонтировать подвижной состав “Запорожэлектротранса” за два года. Параллельно городская власть будет думать над тем, как найти средства на тщательную реконструкцию запорожского электротранспорта, которая предполагает замену силового оборудования”, – отметил Александр Син.

По поводу закупки новых чешских вагонов для города городской голова подчеркнул, что, несмотря на нехватку бюджетных средств, этот вопрос в ближайшем будущем может иметь позитивное решение за счет кредитования.

На вопрос о возобновлении троллейбусного маршрута на Хортице городской голова Александр Син сообщил:

– Троллейбусный маршрут с острова убрали перед ремонтом арочного моста и в перспективе – на время строительства новых мостов через Днепр. Когда завершится строительство мостов и авторазвязок, можно будет рассмотреть возможность пуска троллейбуса на Хортицу.

Материал предоставлен газетой "Запорозька Січ"