Берем кусок хлеба, смазываем маргарином и обильно сдабриваем майонезом – это приблизительный продуктовый набор, который можно составить из того, что производят предприятия пищевой отрасли областного центра в промышленных масштабах. Основные ингредиенты стола – мясо, молочные продукты и сладкое – город, в основном, отдал на откуп производителям из других регионов и стран.

Роль и значение пищевой промышленности определяется тем, что она производит продукты питания, пищу. Этим сказано все. С точки зрения человеческой жизни и его цивилизации все остальные отрасли должны служить ей, быть как бы второстепенными. Пищевая промышленность, бесспорно, главенствует среди других отраслей по доле производимого ею валового внутреннего продукта, национального и чистого дохода. Пищевики производят свыше пятой части всей промышленности по указанным показателям, хотя они составляют лишь около 7–8 процентов численности ее персонала.

Ухудшение питания населения влечет за собой необратимые демографические изменения, увеличивает социальную напряженность. Уже этого достаточно, чтобы понять – данную отрасль надо холить и лелеять. К сожалению, на протяжении многих лет Запорожье довольно халатно подходило к “пищевикам”. В 90е годы закрыты два молочных завода, затем – мясокомбинат, шоколадная фабрика и пивзавод № 1. Во многом такое развитие событий было виной тогдашних руководителей и владельцев этих предприятий. Однако нельзя отбрасывать в сторону и “помощь” извне. Ведь крупные национальные производители сразу и с радостью заняли опустевшую нишу в крупном городе.

Даже если вы не являетесь патриотом своего края и города, приведем два простых примера, почему это плохо. Первый, прекращение производства – это уменьшение количества рабочих мест, а значит, налогов в местный бюджет. Второй – продукты, которые везут из других регионов и стран, должны быть более устойчивы в борьбе со временем, в результате чего они, в большинстве своем, подвергаются дополнительной обработке и консервации, что влияет на их качество, а значит, и наше с вами здоровье.

Постный день

История упадка ОАО “Запорожский мясокомбинат” (за год до своего закрытия переименованный в “Мясной стандарт”) длилась несколько лет и имела свои особенности. Довольно денежные и солидные люди покупают предприятие, вроде как вкладывают средства. При этом не проходит и года, как комбинат уже практически ликвидирован, а акционеры подсчитывают убытки. Хотя какие могут быть убытки, если бывшему Запорожскому мясокомбинату до недавнего времени принадлежало: земельный участок – 6 га, административные строения – 3400 кв. м, производственные и складские помещения – 40250 кв. м, помещения с охладительной системой – 3400 кв. м, гараж, помещение для убоя скота, а кроме этого, более десятка магазинов, многие из которых в приличных местах Запорожья, а один в Днепропетровске, база отдыха в Кирилловке. Продав все это или сдав в аренду, хозяева уже сменившего название на “Мясной стандарт” комбината более чем окупили свои вложения, а Запорожье осталось без очередного стратегического предприятия.

Что же стало причиной такого краха некогда солидного производства с мощностью выпуска колбасных изделий 50 тонн в сутки (в последние годы объем, правда, снизился до 5 тонн)? Кстати, приблизительно столько колбас и потребляет такой город, как Запорожье. По словам последнего директора предприятия Алексея Шевченко, причин несколько. Так, за последний год существования мясокомбината на 60 процентов подорожали энергоносители, а отрасль – очень энергоемкая. Даже добавки для колбасы которые делали ее еще вкуснее не смогли помочь поднять производство. Плюс к этому государство открыло границы для импортного мяса и колбасных изделий. 

Та же Беларусь начала ввозить порядка 4 процентов от общего объема, при этом по ценам гораздо ниже украинских. Это стало причиной того, что по стране с начала 2006 года было закрыто более 17 предприятий, подобных нашему мясокомбинату. К этому нужно добавить и чисто внутренние проблемы. Негативная деятельность бывшего руководства мясокомбината привела к убыточности мясокомбината. Парк оборудования не обновлялся с 1993 года. Объемы производства упали за период с 1990–99 годы в 10 раз. 2006 год мясокомбинат “Мясной стандарт” закончил с убытком в 7,621 миллиона гривен.

Зачем комбинат купили новые акционеры, которые пришли в августе 2005 года? На этот вопрос так никто и не ответил.Учитывая вышеперечисленные факторы, можно предположить, что господа акционеры покупали мясокомбинат отнюдь не для производства колбас и сарделек, а чтобы завладеть и выгодно перепродать землю и помещения предприятия. Так или иначе, но почти 400 человек остались без работы, а Запорожье – без своей колбасы.

Несладкая жизнь

История Запорожской кондитерской фабрики берет начало с голодного 1946 года. В удачные годы ассортимент насчитывал более 150 наименований: конфеты, карамель, печенье, вафли, халва – и все это из натурального сырья! Конфеты “Метеорит”, “Стрела”, “Прометей”, “Курочка Ряба”, “Птичье молоко”, “Золотая нива” пользовались заслуженной славой. Свою продукции фабрика успешно импортировала в республики бывшего Союза и даже в страны Европы, а также в Монголию, Китай и Индию.

До конца 2009 года предприятие работало относительно спокойно. Однако после возникновения проблем у его главных акционеров – братьев Дворецких залихорадило и их сладкий бизнес. Очень некстати оказался и кризис, свалившийся на экономику Украины. И началась неразбериха с зарплатой, НДС, поставками сырья и отгрузкой продукции. 2011 год предприятие закончило с убытком 5,975 миллиона гривен.

Ко всему этому добавились и проблемы организационного порядка. На протяжении 2011 года Госгорпромнадзор и другие контролирующие органы сделали фабрике 34 предписания касаемо безопасности производства. Причина такого поворота событий состояла в том, что в случае аварии с утечкой аммиака, который используется в техпроцессе предприятия, зона возможного поражения составит 900 метров. А поскольку фабрика находится в самом центре города, то в зоне химического заражения теоретически могут оказаться до 11,5 тысячи жителей Запорожья. Вердикт комиссии по вопросам техногенной безопасности при облгосадминистрации: “Если на Запорожской кондитерской фабрике за месяц не разработают план внедрения системы раннего оповещения об угрозе выброса аммиака, её могут закрыть”. Однако насильно никого закрывать не пришлось – все сделали сами владельцы, оставив без работы несколько сотен запорожцев.

Пару месяцев назад прошла информация о том, что Запорожскую кондитерскую фабрику кто­то таки захотел приобрести. Компании “Луг Инвест”, “Потенциал Инвест” (обе – Запорожье), Compagnie Cosmopolitaine de Finance S.A. (Люксембург) и Winter Business Ltd. (Бейлиз) объявили о намерении купить 92,098 процента акций Запорожской кондитерской фабрики (Запорожье). Однако дальше заявлений дело пока не продвинулось.

Пищевикам надо помогать

Утратив позиции по нескольким направлениям, Запорожье все же имеет ряд масштабных предприятий пищевой отрасли. Запорожский масложиркомбинат, “Олис”, Запорожский пивзавод “Славутич” да еще несколько хлебозаводов – на этом, правда, все. Можно отметить и такие предприятия, как, например, ПЖК “Запорожсталь”, но такого рода производства не играют большой роли в реальном “накормлении” 700­тысячного города.

“По статистике, торговля продуктами питания, пожалуй, – единственный сегмент рынка, где люди отдают приоритет не импортному, а отечественному и практически не ощущается кризис, ведь кушать людям хочется каждый день.Однако этот факт не очень сказывается на развитии предприятий отрасли”, – так считает директор украинско­испанского ООО “Урожай” Алексей Пучков.

“Вот сейчас мы подвели итоги деятельности за ноябрь и получили спад реализации своей продукции. И такая ситуация присуща всем предприятиям нашего профиля в Запорожье. Относительно состояния пищевой промышленности нашего города в целом, то она довольно напряженная. Все дело в том, что у наших местных производителей попросту нет рынка сбыта, ведь зачастую крупные супермаркеты областного центра закрыты для их продукции”, – отмечает Алексей Пучков. По его словам, сегодня многие соседние области довольно слаженно продвигают свой товар на наш рынок, чем закрывают доступ запорожцам.

– В такой ситуации мы должны максимально использовать все возможности для защиты своего производителя, – уверен Алексей Пучков.

Это – и всевозможная популяризация идеи покупать запорожские товары, использование для этого любого информационного повода. Местным производителям сложно пробиться в не запорожские супермаркеты. На данную ситуацию власти не могут повлиять, иначе их тут же обвинят в протекционизме. Но это не значит, что у города нет возможности помочь запорожским производителям. Есть ресурсы: газеты, телевидение, муниципальная сеть бил­бордов (которые задействованы всего наполовину), и власти могут поспособствовать распространению нашей идеи, считает владелец “Урожая”.

Что же мы имеем в сухом остатке? Да то, что перспективы возрождения мясомолочного, шоколадного или другого производства из продуктового набора обычного человека у нас в Запорожье находятся под большим вопросом. С одной стороны – это довольно­таки затратный бизнес. С другой – продавцы, то есть супермаркеты, а именно они являются основными двигателями торговли, сегодня явно не благоволят к запорожским производителям.

Роман Прядун, материал предоставлен газетой "Запорозька Січ"