Мостовые переходы через Днепр уже успели стать героями анекдотов. В этом году наш недострой может праздновать юбилей — его начали возводить ровно 10 лет назад. И, как недавно выяснилось, уже построенное сегодня-завтра может рухнуть.

История вопроса

Обещания завершить строительство мостов вот уже 10 лет фигурируют в предвыборных программах запорожских кандидатов во всевозможные депутаты. За это время стоимость проекта выросла в разы. В давно минувшем 2004 году строительство мостов в Запорожье должно было обойтись Украине менее чем в два миллиарда гривен. С тех пор цена объекта выросла в три с половиной раза, и теперь составляет 7 миллиардов гривен.

За те средства, которые уже «похоронили» на строительстве, мосты можно было построить дважды. начиная с 2004 года, на них из госбюджета ежегодно выделялось от 100 до 770 миллионов гривен.

изначально объект числился на балансе Запорожья и бороться за финансирование стройки регулярно ездил в Киев наш бывший мэр Евгений Карташов. В столице на стройку «местного значения» денег не стремились давать, выражаясь в духе «вы там при Кучме придумали себе бездонную яму, в которой деньги можно бесконечно хоронить, а нам теперь на нее из бюджета средства выделять?». Поэтому начиная с 2008-го года, Евгений Григорьевич начал продвигать идею передачи мостов в госсобственность. В 2011-м недострой отдали государству, на баланс Ук-равтодора, и заодно подыскали нового генерального подрядчика. Им стало ООО «Уманьавтодор», чей учредитель был близок к тогдашнему начальнику Укравтодора и старому другу Януковича Владимиру Демишкану. При этом основной набор подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков на строительстве особо не изменился - поменялись лишь ответственные за общий финансовый поток.

Естественно, что мосты регулярно фигурировали в разных уголовных делах о хищении средств. В одном месте какой-то субподрядчик асфальт не доложил, в другом поставщик некачественную арматуру поставил. Но на на прошлой неделе областной прокурор Александр Шацкий выступил с тааааким заявлением, что все предыдущие криминальные «мостовые» эпизоды можно считать детским шалостями.

Прощай, мосты?

Сиротливые опоры, которые сегодня торчат из воды, могут вскоре рухнуть. Об этом на своем брифинге заявил прокурор области Александр Шацкий. По его словам, во время водолазных исследований опор недостроенного моста были обнаружены разрушения его бетонных блоков. «Я думаю, что будет уголовное производство и серьезная ответственность. Ведь первый, кто сбежал из города, - это руководитель этой фирмы», - рассказал журналистам чиновник.

Чуть позже Александр Леонидович уточнил для «Субботы плюс» ситуацию. «Была проведена экспертиза трех опор. Их строительством занималась фирма «Маст Буд» по заказу Управления капитального строительства горсовета. Недавно специалисты-водолазы из ТОВ «Гидроукрбуд» опустились под воду и обнаружили отслоение внутренних частей конструкции. Иными словами, слой бетона просто отпал от опор. ПАО «Завод железобетонных конструкций №1» провел экспертизу и оказалось, что при строительстве использовался бетон класса В-5 марки М75. Этот материал не соответствует техническим требованиям строительства мостов, его использование привело к завышению стоимости работ. По сути, эти опоры нельзя дальше эксплуатировать. Сегодня-завтра будет открыто уголовное производство. Фрагменты бетона отправлены прокуратурой в столицу на экспертизу», - сообщил нам господин Шацкий.

У кого будут проблемы?

Прокурор Шацкий говорил о фирме «Предприятие «Маст Буд» из Мариуполя. Ее единоличным учредителем и генеральным директором до последнего времени являлся Михаил Беккер. Фирма уже много лет занимается гидротехническим работами, в том числе - возведением причалов. А в последние годы «Маст Буд» «прославился» - в плохом смысле - строительством объездной дороги вокруг Днепропетровска. На многих участках сданной в эксплуатацию трассы уже после первой зимы появились выбоины и трещины.

Нам не удалось связаться с владельцем фирмы «Маст Буд» господином Беккером, но мы готовы предоставить ему слово. И в том случае, если он имеет отношение к злополучным опорам, и в том, если не имеет. Потому что ситуация вопиющая, и цена вопроса вполне может достичь миллиарда гривен, потраченных впустую.

Также хочется отметить, что названный Шацким вид бетона «класс В-5 марки М75» является чуть ли не самым легким и дешевым. Его используют для кладочных и штукатурных работ, а также при изготовлении цементных стяжек полов. Кроме того, из М75 делают столбчатые фундаменты для деревянных домов. И если этот вид бетона использовали в основании многотонной опоры - то удивительно, что они до сих пор не рухнули под собственным весом.

Корреспондент «Субботы плюс» переговорил с инженером, который работал в техническом надзоре запорожского УКСа еще в те времена, когда мосты находились в ведении городской власти.

«Крайне маловероятно, что дело в некачественном бетоне. Есть множество других факторов, в том числе - нарушение технологии заливки бетона. Возможно, найденные куски бетона М75 являются остатками тампонажного покрытия, которое использовали изначально при бурении под сваи и затем для создания «кожуха» при заливке бетона в арматурные конструкции свай», - рассказал наш собеседник.

Так или иначе, уголовных дел по мостам хватает, и они будут тянуться очень долго - пока арматура гниет на открытых участках. И, похоже, что одними сваями дело не ограничится...

Сергей Сидоров, Татьяна Гоичеико

…………………………………………………………
Материал предоставлен газетой "Суббота плюс", z-city.com.ua