Отец Александр: «Мстить нельзя. Можно вовремя остановить...»

Отец Александр: «Мстить нельзя. Можно вовремя остановить. Не всегда словом остановишь, поэтому я занимаюсь дзюдо»

С отцом Александром мы встретились в университете, где у него вскоре должны были начаться лекции. Если встречать, как говорится, по одежке, я бы сказала, что передо мной спортсмен — рюкзак, куртка, бейсболка. Готовясь к интервью, я знала, что отец Александр личность интересная — его увлечения объединяют между собой  рок-музыку и писания святых отцов, дзюдо и православные фильмы. Может быть, именно к таким людям прислушаются молодежь и все те, кто привыкли считать: современному священнику нужны лишь деньги да бутылка кагора.

- Какие, на ваш взгляд, самые распространенные мифы о священниках, которые мешают приходить людям в церковь?

 - На самом деле в церковь человеку мешают прийти не мифы о священниках, а он сам. Бывает так - человек приходит в церковь, смотрит по сторонам и видит: тут пьяный батюшка, который садится за руль дорогого автомобиля, тут злобная старушка, которая по рукам бьет и говорит, что делаешь все неправильно. В то же время другой человек, который приходит в храм, видит только Бога. И он даже не замечает той ерунды, которая может окружать его в любом приходе. Зависит все от стремления человека к Богу. Когда я пришел в храм, тоже было много стереотипов  в голове, я ведь воспитан не в православной семье. Воцерковлялся уже в достаточно зрелом возрасте. Но когда появилась потребность во встрече с Богом, я пришел и в первом встречном священнике  Он мне открылся. А стереотипов о священниках миллион — толстые, алчные, постоянно употребляем алкоголь, ездим на дорогих иномарках и обираем бабушек.

- А еще говорят, «дань» берете с попрошаек у входа.

 - Да? Надо будет взять на вооружение (смеется).

- Как вы пришли к вере?

- Никакой трагедии не было. Неразделенной любви, страшной потери — ничего такого. Просто был поиск в душе, такие себе хождения во тьме. Жажда поиска начала усиливаться и не удовлетворялась какими-то домыслами или философиями, хотелось живого общения с живым Богом. Один из моих друзей как раз в это время начал воцерковляться, и споря с ним, пытаясь его «вылечить», потому что для меня это казалось слишком радикальным событием в жизни, я понял, что ничего не знаю о мире верующего человека.

- Но при этом остались увлечения из прошлого. Рок-музыка, например. Играете сейчас?

- В детстве играл. Сейчас уже некогда. Для духовной жизни это не полезно, но  я ведь человек несовершенный, как и многие другие. Просто я стараюсь не быть ханжой, не строю из себя праведника, говорю все как есть. Иногда это смущает людей, это нехорошо, но это тот грех, который Господь пока во мне терпит.

Конец света отменяется

- Как вы относитесь к экстрасенсам? Церковь, насколько я знаю, таких людей воспринимает негативно.

- Люди, которые владеют особенными способностями, существуют. Насколько это полезно для человека... Церковь учит, что не полезно. Несогласные с такой позицией часто аргументируют тем, что некоторые святые тоже и будущее могли предвидеть, и исцелить молитвой. Все просто. Для людей святых их дар не являлся самоцелью. Причем самый большой дар — не исцеление, не пророчество, а дар покаяния. Когда мы сталкиваемся с людьми-экстрасенсами, которые на этом еще строят карьеру и бизнес, тогда это чудо ради чуда. Во всяком случае церковь предостерегает от того, чтобы не давать деньги мошенникам и чтобы не попасть в обман, который исходит от падших духом.

- Конец света в 2012 году — общая тема. Как вы к ней относитесь?

- Сколько времени существует человечество, столько же существуют лжепророчества о судных днях и концах света.  В Священном Писании об этом четко сказано: времени и дня не знает никто, только Отец наш небесный. Нам даны знамения. Мы можем смотреть на то, что нас окружает, можем смотреть внутрь себя и ощущать либо приближение, либо отдаление этого дня. Знать точно, когда он настанет, не может никто. Ключевым является состояние человека и человечества. Если у нас происходит массовая апостасия, то есть человек уходит от Бога, от его заповедей, начинает оправдывать порок, то конец света, наверное, не за горами.

- В таком случае, если посмотреть на нашу молодежь с бутылкой в руке и сигаретой в зубах, кажется, что действительно не за горами...

- Вы сильно плохо думаете о нашей молодежи на самом деле. Слухи о тотальной деградации несколько преувеличены. Соотношение праведника к иудам все то же. Примерно 1 на 12. Да, идет пропаганда, растление, подрастает поколение, которое больше этому подвержено, но все равно чудеса по-прежнему присутствуют. В частности, то самое главное чудо — покаяние, изменение ума. Человек, который воспитывался в абсолютно не христианской семье, вдруг ощущает присутствие Бога в своей жизни, ищет точки соприкосновения с Ним и приходит к вере. Все это есть, пока что Господь нас терпит, поэтому, я думаю, конец света достаточно далеко. Тем более, если верить учению церкви, должен быть выполнен ряд условий, которые предшествуют концу света: всемирная проповедь Евангелия, воцарение антихриста. Пока этого ничего нет. Нам пытаются выдать какие-то вещи за деяния антихриста, тот же идентификационный код  представляют как его печать. Но это чаще всего спекуляция или маргинальных групп, или сект. 

- Среди ваших прихожан много молодых людей?

- Если  посчитать приблизительно, получится процентов 20. Молодежь отличает от других прихожан одна очень важная вещь: они компенсируют свою малочисленность своей активностью. У них более активная церковная и социальная позиция. Они постоянно в действии: то помогают детскому дому, то какому-то интернату. Они не сидят на месте. Кто-то в храме поет, кто-то начинает порядки наводить. Они болеют за жизнь. 

- Какие книги нужно читать ребенку и какие фильмы показывать, чтобы он вырос хорошим человеком?

- Хорошие (смеется). Список сейчас предоставить не могу. Важно не столько, что читать или смотреть, важно — в каком контексте. Можно смотреть хороший фильм какой-нибудь, даже православный, но при этом сделать гнилой комментарий и фильм будет отвратительный. А можно взять нейтральную вещь, но которая будет просто взывать к человеческим качествам, высоким, важным, полезным и нужным, и на этом построить воспитание христианина. В свое время мне рассказывали священники, что, когда при коммунистах было гонение на церковь, крайне сложно было найти литературу духовного или морально-этического религиозного содержания, читали классиков: Достоевского, Лескова, где очень много духовных вещей. Сейчас тоже масса авторов и фильмов. Мне очень понравилась экранизация книги «Оскар и Розовая дама» французского писателя Эрика Шмитта. Там нет хеппи-энда в голливудском смысле.  Но при этом фильм наполнен светом.  А вообще основываться лучше, конечно, на вещах классических, на которых выросло уже не  одно поколение хороших, достойных людей.

О попытках изменить мир

- По вашему мнению, добро должно быть с кулаками?

- Мстить нельзя. Можно вовремя остановить, а иногда это возможно сделать только при помощи силы. Не всегда словом остановишь, именно поэтому я занимаюсь дзюдо (смеется). Да, в Евангелии сказано: ударили по одной щеке — подставь другую. Но это касается моей личной обиды.  А есть люди, которые зависят от меня. Не обязательно мстить, наказывать, просто иногда чью-то руку можно остановить.

- Как вы относитесь к такой ситуации: бизнесмен, который, возможно, сгубил жизнь не одного человека, чтобы хоть немного очиститься, жертвует деньги на строительство храма.

- От Бога ведь не откупишься. Расскажу такую историю. Есть в России очень древний Псково-Печерский монастырь. И в нем есть пещеры, где хоронят монахов. Так вот в конце 19-го века был у них один меценат, который много денег вложил в благоустройство монастыря. И он попросил монахов, чтобы его похоронили в этих пещерах. А в них есть особенность погребения — там не предают земле, а кладут тела в ниши, где, как ни удивительно, тела не разлагаются. Монахи посовещались и решили выполнить его просьбу. Через время в пещерах появился неприятный запах. Монахи по­шли к старцу за советом, который сказал, что это гниет тело того мецената. Его нужно похоронить просто на кладбище, потому что он жертвовал деньги на храм ради тщеславия. Значение имеет намерение, с которым мы делаем дела.

- Есть ли любимые цитаты, с которыми идете по жизни?

- Сразу на ум пришла фраза преподобного Амвросия Оптинского, который часто говорил: «Где просто — там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Вторая любимая фраза, которую часто приходится повторять людям, — это слова преподобного Серафима Саровского, когда к нему обратилась женщина с просьбой: «Батюшка, вот я так переживаю за родственников, как бы так помолиться, чтоб они спаслись». На что он ей ответил:  «Стяжи дух мирен в сердце своем, и тысячи вокруг тебя спасутся». То есть менять мир нужно не революциями и переворотами, не попытками перевоспитать соседа. А прежде всего нужно начинать с себя. Когда каждый займется самим собой, тогда не понадобится вводить жесткие дисциплинарные меры.