Сегодня Украина занимает первое место среди импортеров грузинского вина Россияне сменили гнев на милость и открыли вопрос о возвращении грузинского вина на свой рынок. Однако после всех запретов старшего брата именно Украина приютила кавказскую лозу и стала приоритетным экспортным рынком для постсоветских виноделов.

 Президент Грузии Михаил Саакашвили все-таки нашел способ продать грузинское вино в России.

 

  Россияне соскучились по «киндзмараули» и «хванчкаре». Так решил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, неожиданно заявивший об отмене запрета на вино из Грузии. По словам чиновника, необходимо провести контрольные мероприятия для возвращения продукции грузинских виноделов на полки российских магазинов.

 Немаловажно, что эта декларация была сделана на фоне российско-грузинских переговоров по вступлению России в ряды Всемирной торговой организации (ВТО). Производители вин Грузии, равно как и Молдовы, уже давно приучены к тому, что их продукт стал некоей политической составляющей переговоров с Россией. Уже не раз производители получали от ворот поворот от одного из самых емких рынков алкоголя в мире.

 Россия ввела эмбарго еще в 2006 г. — тогда ведомство Геннадия Онищенко выявило несоответствие грузинской винодельческой продукции российским нормам. Нестабильная политическая, а как следствие и экономическая ситуация заставила отверженных виноделов искать более гостеприимную полку, которой и стала Украина.

 В результате запрета России на ввоз вина и минеральной воды «Боржоми» грузинский экспорт потерял $35-40 млн. И уже во втором квартале 2006 г., сразу после запрета, вино экспортировалось в основном в Украину. Из всего объема вина на сумму $5,6 млн. в нашу страну было отправлено его на сумму $3 млн. До эмбарго, на протяжении последних 10 лет, до 95% экспорта грузинских вин было ориентировано на Россию.

 Сегодня Украина также занимает первое место среди импортеров грузинского вина. Как сообщили в Министерстве экономики и устойчивого развития Грузии, в январе-августе 2010 г. Грузия экспортировала вино более чем в 37 стран мира. Наибольший объем экспорта вина приходится на Украину: за этот период было экспортировано 3948,6 т вина.

 Кризис несколько ударил по поставкам из-за рубежа. Однако, по данным аналитического агентства AlkoMarketReport, уже в 2010 г. импорт из основных стран — контрагентов Украины начал восстанавливаться. Только за первый квартал объем поставок был увеличен относительно первого квартала прошлого года в 2,7 раза и достиг в отчетном периоде 313 тыс. дал, или 9,22 млн. грн. (без учета пошлин, налоговой нагрузки и расходов на транспортировку).

 Доля Грузии в натуральном объеме импорта, составлявшая в январе-марте 2009 г. не более 26,7%, за такой же период этого года возросла до 31,8%. И это неудивительно, ведь число экспортеров грузинских вин на украинский рынок только за прошлый год выросло с 12 до 21. Как и в прошлом году, лидирующие позиции по объемам импорта в Украину занимают ООО «Тифлисский Винный Погребъ», ООО «Вайнмен» и АО «Телиани Вели».

 Более того, в Грузии уже появились компании, которые ни одной бутылки своего вина не отправляли в Россию.

 «Мы отличаемся от других компаний: завод был построен уже после российского эмбарго, ни одна наша бутылка не попала на рынок России»,— отмечает соучредитель компании «Бадагони» Георгий Салакая. По его словам, завод был рассчитан на рынки Европы, и вина «Бадагони» соответствуют именно европейским стандартам.

 Около 40% всех экспортных поставок «Бадагони» идет в Украину, где компания работает третий год. В 2008 г. в Украине было продано 50 тысяч бутылок, в 2009 г. — уже 320 тысяч бутылок, а в 2010-м план продаж компании стоит на отметке 800 тысяч бутылок.

 С 2006 г. компании немало инвестировали в украинский рынок вина, Россия же, напротив, — требует восстановления потерянного положительного имиджа и как следствие немалых средств на это. «На рекламу и продвижение в Украине было потрачено около нескольких сотен тысяч долларов. Это кропотливая работа: мы стучали в каждую дверь, чтобы украинцы попробовали наше вино. Сейчас же мы продаемся практически во всех супермаркетах»,— отмечает Георгий Салакая.

 Как отмечают участники рынка, есть на украинском рынке и достойные грузинские компании. Но есть и такие, которых Грузия вообще не знает, там такого вина просто нет. Таких компаний очень много, они составляют до 60% всех винодельческих грузинских компаний, представленных на украинском рынке.

 Сейчас же в Россию могут отправиться за длинным рублем те компании, которые не нашли себя на других рынках, либо не смогли пристроить весь объем своего производства, впоследствии снизив его. Так, если в 2005 г. в Грузии было произведено 59,3 млн. бутылок вина, то в 2009 г. было выпущено приблизительно 13,8 млн. бутылок вина, а уже в 2010 г. — 15,8 млн. бутылок. Однако вернуться будет очень непросто. Россияне уже давно пристрастились к модным винам из Европы и Нового света. И заставить их вспомнить вкус Кавказа будет слишком дорого стоить.