МАЯК-Мониторинг: Угольный дефицит в Украине В 2011 г. поступление украинских углей для коксования на отечественные КХЗ может снизиться по сравнению с прошлым годом на треть. Компенсировать дефицит российским углем не получится, и планы отрасли по наращиванию выплавки чугуна и стали уже оказались под вопросом.

 По данным «Укркокса», для выплавки запланированных 28,5 млн. т чугуна в 2011 г. необходимо 24,8 млн. т угольного концентрата. При этом, по оценке ассоциации, объемы добычи украинского сырья не превысят 12,83 млн. т, что на 29% ниже предыдущего года. Столь резкое сокращение угледобычи потребует существенно, до 11,9 млн. т, увеличить импорт сырья для коксования. По данным ОП «Металлургпром», потребность в импорте может быть несколько ниже – 8,5-10 млн. т, однако даже эти объемы обеспечить будет проблематично.

Поступление углей на украинские КХЗ в 2010 г. в сравнении с 2009 г., млн. т:

Донбасс не может

 Официальных данных Минуглепрома о перспективах угледобычи в 2011 г. до сих пор нет и оперировать в оценке ситуации отраслевые объединения могут лишь исходя из собственных расчетов.

 «Поставки украинских угольщиков пока остаются на уровне соответствующего периода 2010 г, однако в ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться», – считает генеральный директор «Укркокса» Анатолий Старовойт.

 Впрочем, уже при нынешних объемах производства украинских углей уже недостаточно, что вынуждает КХЗ наращивать импорт. На сегодня доля привозных углей в шихте достигает до 45%. При дальнейшем росте стального производства может возникнуть дефицит и импортного сырья. Тем более что по итогам первых двух месяцев уже просматривается тенденция сокращения ввоза российских углей. В январе-марте 2011 г. импорт углей для коксования вырос на 9% до 2,39 млн. т, при этом поставки из РФ сократились на 14% – до 1,5 млн. т. Перекрыть сокращение импорта российского угля удалось за счет увеличения более чем в два раза поставок из Казахстана, США и Канады.

 Поступление углей на украинские КХЗ за январь-март 2011 г. в сравнении с АППГ, млн. т:

Россия не хочет

 По оптимистичным прогнозам в 2011 г. в Украину будет ввезено 7,5 млн. т углей из России, поставки из дальнего зарубежья составят, в лучшем случае, порядка 3 млн. т, основной объем которых придется на «Метинвест Холдинг».

 В то же время, как отмечает А. Старовойт, на сегодня на шахтах Кузбасса ситуация аналогична украинской. Из-за снижения объемов добычи углей хорошо спекающихся марок не хватает даже местным предприятиям и металлурги РФ могут пролоббировать вопрос сокращения поставок в Украину.

 Не исключает А. Старовойт и вероятность переориентации части экспорта углей из Кузбасса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, в Китай.

 «Низкий объем экспорта из Австралии сохранится до конца года и для сохранения роста металлопроизводства страны АТР будут вынуждены переориентироваться на сырье из других регионов, прежде всего из Индонезии и Российской Федерации. Есть опасения, что угли из Кузбасса могут уйти в Китай: расстояние практически одно и то же, при этом китайцы могут предложить россиянам более выгодную цену, чем мы», – говорит А. Старовойт.

 Напряженность с поставками российских углей в Украину, по мнению гендиректора, не снизится и после восстановления полноценных поставок углей из Австралии.

 Надежды на быстрое развитие Эльгинского и Южно-Якутского угольных месторождений пока не оправдываются. Достичь ожидаемых 10 млн. т добычи и транспортировки из этих регионов в ближайшие 2-3 года не удастся. Кроме того, есть риск, что развитие этих месторождений может замедлиться в связи с появлением мощного конкурента в Монголии – запасы Tavan Tolgoi, крупнейшего в мире нетронутого месторождения коксового угля, оцениваются предварительно в 6,5 млрд. т.

 «По качеству эти угли не уступают сибирским, а условия угледобычи существенно лучше, так что не исключено, что инвестиции (в т.ч. китайские, российские) могут быть перенаправлены для интенсификации развития этого месторождения», – не исключает гендиректор «Укркокса». 

Шахты даром не нужны

 В целом ситуация 2011 г. остается неопределенной и, не исключено, что дефицит углей может сорвать планы металлургов по наращиванию объемов производства.

 Решением проблемы дефицита углей для украинской металлургии, хоть и не в ближайшей перспективе, может стать повышение эффективности угледобывающих предприятий Донбасса и строительство глубоководных портов. В то же время, вялые попытки государства привлечь частный капитал в развитие отечественных шахт по-прежнему не находят отклика у инвесторов.

 «Для развития даже самых перспективных шахт Донецкого угольного бассейна требуются громадные инвестиции и особого рвения со стороны бизнеса в этом направлении я не вижу. По моему мнению, даже если даром будут эти шахты отдавать, сегодня за них никто не возьмется», – считает глава «Укркокса».

 По его словам, строительство глубоководных портов, требующее значительно меньших инвестиций по сравнению с углепромом, за последние годы также не продвинулось ни на миллиметр.

 В свою очередь, как отмечает А. Старовойт, дальнейшее ужесточение дефицита углей может все же вынудить металлургические ФПГ активнее заняться реализацией этих проектов, а также ускорить внедрение энергосберегающих технологий. Расход кокса на украинских метпредприятиях сохраняется в среднем на уровне 540 кг. на тонну чугуна, хотя мировой опыт показывает, что этот показатель можно сократить до 300-350 кг. Вслед за «Донецксталью», по пути использования технологии вдувания пылеугольного топлива уже пошли «Запорожсталь» и Алчевский МК. В 2011 г. внедрение ПУТ возможно на ММК им. Ильича. На подходе, по прогнозам, также «АрселорМиттал Кривой Рог» и «Азовсталь». К 2020 г. производство чугуна с применением технологии ПУТ, как ожидается, составит 90%, а если проблема с поставками углей будет усугубляться, то жизнь может заставить металлургов выйти на массовое применение ПУТ уже в 2015-2017 гг. «Сокращение расхода кокса – единственный для металлургов путь для минимизации дефицита углей и снижения зависимости от импорта, других вариантов нет», – резюмирует А. Старовойт.