МАЯК-Мониторинг: Борьба за "цифру" украинского телевидения Скоро появится единая телевизионная сеть. Лидерство в этой сети будет определятся не столько количеством телеканалов, которыми будет представлена та или иная медиа-группа, а качеством телепередач.

 Больше всего мест, как сообщил изданию собеседник в компании "Зеонбуд", в сети имеют шансы получить каналы группы «Интер», которые СМИ приписывают структурам Валерия Хорошковского, и телеканалы группы СКМ Рината Ахметова.

 Напомним, что ООО «Зеонбуд», получившая в прошлом году лицензию на строительство четырех цифровых сетей MX-1, MX-2, MX-3 и МХ-5, обещает уже осенью дать телеканалам возможность начать вещание в новом стандарте. В общей сложности планируется, что в стране будет работать 28 бесплатных общенациональных (покрывают 95% территории страны) канала и, как минимум, по 4 региональных канала в каждой области. В этом месяце Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания объявил о начале конкурса на места в новых сетях.

 Предполагается, что уже в 2013 году аналоговое вещание будет отключаться. К этому времени малоимущее население (около 1,5 млн. домохозяйств) должно быть обеспечено за государственный счет цифровыми приемниками к телевизорам (ориентировочный размер бюджетных ассигнований  на эти цели оценивается в $70 млн). Остальные абоненты приобретут эти устройства за свой счет, либо купят телевизоры, которые поддерживают новый стандарт вещания. Как рассчитывают менеджеры «Зеонбуда», к 2013 году около 80% существующих зрителей уже будут иметь возможность принимать цифру.

 Группа «Интер», по словам источника издания, претендует на 8 каналов. Отметим, что сейчас в эту группу входит как раз столько же вещателей – «Интер», К1,  К2, НТН, «Энтер», «Энтер Фильм», MTV и «Мега». В самой компании комментарий по поводу этой информации предоставить не смогли.

 Что касается СКМ, то, по словам собеседника, группа претендует на 4-6 общенациональных вещателей. «Мы действительно предполагаем выходить на конкурс с 4-5 каналами. Однако назвать, какие именно это будут каналы, пока не можем – их список в настоящий момент находится в стадии формирования», - сообщили в СКМ. По информации издания, помимо существующих ТРК «Украина» и «Футбола» корпорация Ахметова намерена вывести в общеукраинский эфир свой новостной, фильмовый и женский каналы.

 В итоге две телевизионные группы, с большой вероятностью, получат до 50% места в «цифре».

 Расширение в вещании  должна получить и ТВ-группа, подконтрольная структурам Игоря Коломойского. "«Студия 1+1» хочет попасть тремя-четырьмя каналами в мультиплекс. Это как минимум, «1+1», ТЕТ и «2+2». И они очень переживают за свой «Униан-ТВ»», - отметил собеседник в «Зеонбуде». Что касается последнего, то он уже получал лицензию на цифровое вещание еще в 2008 году, но прежний цифровой провайдер так и не развернул свою сеть.

 Иначе может сложится ситуация у группы StarLightMedia Виктора Пинчука. Ее руководитель Александр Богуцкий  недавно говорил «proIT» о том, что они собираются участвовать в конкурсе на «цифру». Но собеседник из «Зеонбуда» намекнул на то, что мест может хватить только на существующие общенациональные каналы группы – «СТБ», «Новый», ICTV и М1. Кроме них, у Пинчука есть еще два нишевых канала - «М2», «Куй ТБ».

 На оставшиеся места в мультиплексах, по словам собеседника редакции, претендуют государственные каналы, в том числе и «Первый Национальный»; «Эра», Тонис, и еще на два места – владельцы «Пятого канала».  «Еще не выражали интерес деловые каналы, хотя их активности мы тоже ожидаем», - говорит собеседник в «Зеонбуде».

 Согласно статистике, сейчас эфирное аналоговое ТВ смотрят около 10 млн домохозяйств. Это больше, чем количество абонентов кабельного ТВ и спутника вместе взятых.

 Эту аудиторию сейчас делят между собой 13 общенациональных эфирных канала – четырые канала группы Пинчука – ICTV, «Новый», СТБ и М1, три канала "Интер Медиа Групп" – «Интер», К1, «НТН», два канала группы Коломойского – «Студия 1+1» и «ТЕТ», а также  ТРК «Украина» (входит в ТВ-подразделения бизнеса Рината Ахметова). Плюс - прогосударственный канал  «Первый Национальный», «Пятый Канал», «Тонис».

 Соответственно, после перевода телезрителей на «цифру» расклад сил может сильно измениться. И рекламный пирог, который возрастет через два года, может быть переделен уже совершенно иначе, но среди прежних игроков. И претендовать, надо сказать, есть на что: согласно, данным ВРК, в 2010 году рынок ТВ рекламы составил 2,7 млрд грн, а по итогам этого года, как ожидается, уже будет 3,5 млрд грн.

 Но дело еще не только в том, кто сколько мест получит в мультиплексах. Речь идет о том, что отечественная ТВ отрасль может перейти на новый уровень. Ведь еще с советских времен общедоступными для всего населения каналами были только «три кнопки», на которых впоследствии «осели» «Интер», «1+1» и «Первый Национальный». А остальные 10 нацканалов имели, мягко говоря, не идеальное покрытие, так как они достраивали сети самостоятельно. Теперь же преимуществ в распространении сигнала не будет ни у кого. Все вещатели поставлены в равные условия. «Модель телевидения будет меняться в первую очередь за счет концепции наполнения эфира. Каналы будут очень сильно конкурировать между собой за зрителей за счет качества контента», - прогнозирует издатель журнала «Медиасат» Александр Глущенко.

Агенство "МАЯК-Мониторинг" напоминает, что 13 сентября 2011 года в Киеве в рамках Kiev Media Week пройдет V Международный форум «Цифрове мовлення в Україні».