kredit

 В рамках программы приватизации Кабмин предлагает исключить из перечня стратегических объектов ГП «Антонов», серийные авиазаводы в Киеве и Харькове, а также ряд других предприятий из космической, оборонно-промышленной и транспортной отраслей. Эксперты считают, что в отношении некоторых из них решение может быть поспешным.

 На сайте Верховной Рады зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации», поданный на утверждение в парламент Кабинетом министров. Документ предлагает пересмотреть в сторону сокращения перечень предприятий, которые имеют стратегическое значение для государства и не подлежат приватизации. В случае принятия законопроекта будут сняты ограничения на приватизацию целого ряда объектов из сферы аэрокосмической, авиационной, оборонной промышленности, некоторых предприятий морехозяйственного, агропромышленного, металлургического и транспортного комплексов.

 Одним из наиболее заметных новшеств законопроекта является исключение из списка стратегических для государства предприятий авиапромышленности — ГП «Антонов» (напомним, в его структуру сейчас входит бывшее КБ АНТК им. Антонова), серийных авиазаводов «Авиант» и «ХГАПП» («Харьковское государственное авиационное производственное предприятие»). Исключение из перечня стратегических осуществляется согласно предложению Минпромполитики, говорится в законопроекте, на основании того, что «деятельность предприятия ... утратила признаки общегосударственного значения». В отношении ХГАПП отмечается также, что завод работает неэффективно и по отношению к нему открыто дело о банкротстве. «Авиант» исключается из перечня в связи с тем, что предприятие как юрлицо было ликвидировано при реорганизации и присоединении к ГП «Антонов».

 Среди предприятий аэрокосмической отрасли, которые государство склонно более не считать стратегическими,— ГП «Центральное конструкторское бюро «Арсенал» (разрабатывает и производит ракетно-космические приборы, инфракрасные головки самонаведения для ракетного вооружения, авиационное оптико-электронное оборудование), ПО «Киевприбор» (изготавливает детали и узлы к космическим кораблям, системы подготовки пуска ракеты-носителя, радиолинии космической связи), ВО «Коммунар» (разрабатывает и выпускает системы управления ракет-носителей и ракетных комплексов). Тут же — некоторые проектные и исследовательские институты, поставляющие решения для космической промышленности.

 В транспортном комплексе самые радикальные перемены ожидают портовую сферу, хоть все морские торговые порты законопроект предлагает оставить в госсобственности. Зато исключить из перечня стратегических правительство намерено ГП «Черазморпуть» (занимается дноуглубительными работами) и ГП «Укрводпуть» (ремонтирует технический флот и отвечает за содержание шлюзов), ГП «Украинское Дунайской пароходство» (обеспечивает перевозки грузов по Дунаю и Черному морю).

 Самая распространенная формулировка при обосновании открытия перспектив для продажи тех или иных объектов, которую используют авторы законопроекта,— утрата предприятиями признаков общегосударственного значения и/или убыточная их работа. В то же время эксперты напоминают о рисках, которые несет в себе разгосударствление промышленных объектов. «Понятно, что государство хочет заработать, и речь идет как о государственных финансах, так и о личном интересе людей, находящихся при власти. Но при принятии такого решения нужно твердо знать, что государство способно эффективно предотвратить последствия от попадания в частные руки монополий и избежать разрыва производственных связей внутри целых отраслевых комплексов»,— говорит эксперт по приватизации, директор Центра экономического развития Александр Пасхавер.

 Отраслевые эксперты полагают, что с этой точки зрения не все объекты, с которых предлагается снять запрет на приватизацию, к этому готовы. «Например, с ГП «Черазморпуть» все понятно — у предприятия долги, государство не может им эффективно управлять. А вот с «Укрводпуть» все не так однозначно — это объект стратегического назначения, поскольку предприятие отвечает за безопасность шлюзов, кроме того, частично имеет бюджетное финансирование»,— говорит главный редактор «Порты Украины» Константин Ильницкий. При этом эксперт не удивлен, что порты остались закреплены в госсобственности вопреки наметившимся процессам их денационализации. «Пока не произошла портовая реформа — приватизировать порты невозможно. Это реально будет только после разделения функций администрирования и хозяйствования в портовой деятельности — возможно, после принятия нового закона о морпортах. Тогда приватизироваться будут скорее не порты, а портовая деятельность»,— уверен господин Ильницкий.

 Недоумение вызвала у экспертов и перспектива приватизации на настоящем этапе ГП «Антонов». «Целесообразно было бы сделать это после реструктуризации и акционирования предприятия, как это и было предусмотрено в утвержденной в 2008 г. программе развития авиастроения»,— отмечает директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По мнению эксперта, продажа 100% акций серийных заводов после корпоратизации вполне допустима и даже необходима. Но такой стратегический актив, как КБ, должен оставаться государственным приоритетом и приватизироваться с сохранением в госсобственности как минимум контрольного пакета акций.