avto1

Динамика автомобильного рынка в России за январь – октябрь 2011 года

В период с января по октябрь 2011 года продолжалось устойчивое восстановление российского автомобильного рынка. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные отечественные марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил за первые десять месяцев года 2 367,0 тыс. единиц, или на 44,2% больше объема продаж в январе-октябре 2010 года.

Темп прироста продаж в годовом исчислении продолжал замедляться. Если по результатам первого квартала он находился на высокой отметке +81,0%, то по итогам первого полугодия опустился до уровня +58,4%, за семь месяцев составил +51,2%, за восемь месяцев составил 49,5%, а за девять месяцев замедлился до 46,3%. Замедление темпов роста рынка является вполне закономерным, поскольку сравнение ведется теперь с периодом активного восстановления рынка в 2010 году. С другой стороны, по отношению к показателям рынка за первые десять месяцев докризисного 2008 года, отставание совокупного объема продаж автомобильной техники всех типов по-прежнему составляет существенную величину (-24,5%), сокращаясь весьма медленно.

Динамика продаж автомобилей по отдельным типам и сегментам, как и в предыдущие месяцы года, была неоднородной. Продолжилось впервые отмеченное в апреле замедление темпа роста продаж в секторе легковых автомобилей (+43,0% за десять месяцев против +45,0% за 9 месяцев, +48,2% за 8 месяцев, +50,8% за 7 месяцев, +56,3% за первое полугодие, +60,7% за 5 месяцев и +65,0% за первый квартал). Прирост рынка грузовиков в январе-октябре замедлился до +60,9% против показателей +64,6% за 9 месяцев, +69,0% за 8 месяцев, +85,7% за первое полугодие и +101,7% за 5 месяцев. Прирост продаж автобусов по результатам 10 месяцев составил +20,8%, несколько ускорившись по сравнению с итогами девяти и восьми месяцев, однако отстает от показателей прироста +22,5% за 7 месяцев, +27,4% в первом полугодии и +31,5% за первые пять месяцев 2011 года. Долевая структура рынка по происхождению машин во всех трех секторах (легковые, грузовые и автобусы) по итогам января-октября 2011 года не претерпела заметных изменений по сравнению с результатами продаж в первом полугодии и за первые три квартала текущего года.

Рынок легковых автомобилей

Продажи легковых автомобилей выросли по итогам января-октября 2011 года на 43,0% по отношению к результатам первых десяти месяцев 2010 года и составили 2 063,4 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-октябре 2011 и 2010 годов выявляет следующую динамику изменений за последние 12 месяцев. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка кроме подержанного импорта, но при этом имело место заметное перераспределение рыночных долей в пользу произведенных в стране иномарок за счет соответственного сокращения доли отечественных машин при практически неизменной доле нового импорта.

Продажи отечественных автомобилей выросли с 457,8 тыс. ед. до 534,7 тыс. ед. (+16,8%), но их рыночная доля потеряла 5,8 пункта, сократившись с 31,7% до 25,9%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 495,5 тыс. ед. до 829,9 тыс. ед. (+67,5%), а их доля расширилась с 34,3% до 40,2%. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 66,1% рынка, оставшись на уровне января-сентября 2010 года (66,0%).

Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 43,4% до 693,0 тыс. ед., при практическом сохранении их рыночной доли (33,6% против 33,5% годом ранее). Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами утратил сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 5,8 тыс. автомобилей, или 0,3% рынка против 0,5% годом ранее. (Для справки: ввоз подержанных автомобилей физическими лицами, не учитываемый в официальной статистике внешней торговли и не принимаемый в расчет первичного рынка, составил за 10 месяцев 2011 года 128,8 тыс. ед. против 97,0 тыс. ед. годом ранее).

Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе-октябре 2011 года, сравнение с итогами 10 месяцев 2008 года, когда было продано 2 695,0 тыс. машин, свидетельствует обо всё еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 23,4%.

С учетом того, что более четверти российского рынка легковых автомобилей приходится на импортированные машины, положительным сдвигом можно признать появление и рост экспорта «российских иномарок» (в дополнение к традиционному экспорту в течение ряда лет единственной «российской иномарки» Chevrolet Niva). По итогам десяти месяцев 2011 года доля иномарок в российском экспорте (где доминирует марка LADA) достигла 25,7% от общего количества 49,4 тыс. экспортированных новых легковых автомобилей и составила 35,6% от их суммарной таможенной стоимости. Это, преимущественно, поставки в страны СНГ автомобилей марки Hyundai, произведенных в Санкт-Петербурге (6,8 тыс. ед.), автомобилей Renault производства московского Автофрамоса (2,6 тыс. ед.) и автомобилей Volkswagen из Калуги (2,3 тыс. ед.), уже вдвое превзошедших по объему поставок Chevy Niva (GM-АВТОВАЗ; 1,0 тыс. ед.).

Рынок грузовых автомобилей

Интенсивное восстановление рынка грузовиков получило дальнейшее продолжение в рассматриваемом периоде, однако переход на более высокую сравнительную базу обусловил снижение темпа роста, который, тем не менее, остается наиболее высоким среди всех секторов автомобильного рынка. Оптовые продажи грузовых автомобилей выросли за первые десять месяцев 2011 года на 60,9% до 257,55 тыс. ед. Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка грузовиков. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились на 30,9% (с 95,76 тыс. ед. до 125,38 тыс. ед.), но их рыночная доля сократилась с 59,8% до 48,7%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 75,9% (с 10,18 тыс. до 17,91 тыс. грузовиков) с небольшим расширением доли этого сегмента от 6,4% до 7,0%. Наиболее быстро растущим сегментом проявил себя импорт новых грузовиков, который вырос в 2,3 раза до 101,08 тыс. машин, с увеличением рыночной доли на 11,3 пункта до 39,2%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились в 1,4 раза до 13,18 тыс. ед. при сокращении их доли на 0,8 пункта до 5,1%.

Сравнение итогов продаж грузовиков в январе-октябре 2011 года с показателями аналогичного периода докризисного 2008 года (383,6 тыс. ед.) выявляет остающийся не преодоленным спад рынка на 32,9%.

По оперативным данным «АСМ-холдинга», производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики) в России выросло в январе-ноябре 2011 года на 38,2% по сравнению с первыми 11 месяцами 2010 года до 189,6 тыс. единиц. Из этого количества, выпуск отечественных моделей составил 167,8 тыс. ед. (+36,8%), а грузовиков иностранных марок – 21,7 тыс. ед. (+50,4%)

Для справки : Согласно «Бизнес-плану СТО грузовых автомобилей (с финансовой моделью)» разработанному специалистами компании Intesco Research Group, объем российского рынка грузовых автомобилей в 2011 году может возрасти по сравнению с предыдущим годом на 2% и составить 5,5 млн автомобилей. К 2015 году количество грузовых автомобилей в России может превысить 6 млн единиц.

Отдельные российские инфраструктурные проекты - прежде всего административное расширение г. Москвы, а также строительство космодрома «Восточный» и инфраструктурное развитие Восточно-Сибирского региона Российской Федерации - являются потенциалом роста рынка СТО грузовых автомобилей в указанных регионах.

Рынок грузовых автомобилей во многом зависит от возможности привлечения кредитных и лизинговых финансов для приобретения новых автомобилей и замены старых. В 2010 году произошло частичное восстановление отечественного производства грузовых автомобилей до 150,4 тыс. шт., однако выйти на докризисный уровень пока не удалось. Доля иностранной грузовой автомобильной техники в 2010 году составила 9,4% от общего объема рынка.

Рынок автобусов

Для хода восстановления рынка автобусов характерны более медленные темпы по сравнению с рынками легковых и грузовых автомобилей. Объем продаж автобусов в январе-октябре 2011 года составил 46 103 единицы, увеличившись по сравнению с первыми десятью месяцами 2010 года на 20,8%.

Обращает на себя внимание прямое снижение в рассматриваемом периоде объемов продаж отечественной продукции, хотя следует отметить определенное улучшение ситуации в октябре. Если по итогам девяти месяцев продажи отечественных автобусов упали по сравнению с тем же периодом 2010 года на 4,3%, то по результатам десяти месяцев отставание сократилось до 0,6% (182 ед.) при объеме продаж 27 103 машины. Имевшее место падение было обусловлено, в основном, резким сокращением производства и отгрузок микроавтобусов УАЗ в первые пять месяцев 2011 года. (Начиная с июня, месячные отгрузки с завода возобновились на уровне, близком к показателям 2010 года, а в октябре превысили их; однако итоговая поставка с начала года достигла всего лишь 65,4% от объема отгрузки в январе-октябре 2010 года). Рыночная доля отечественных автобусов сократилась с 71,5% до 58,8%. Продажи «российских иномарок» выросли на 25,1% до 5 743 автобусов, а их рыночная доля слегка увеличилась (с 12,0% до 12,5%). В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 83,5% до 70,3%.

Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился вдвое до 10 330 автобусов. В еще большей мере (в 2,6 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 2 927 единиц. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-октября 2011 года, в Россию ввезено 13 257 иностранных автобусов против экспорта 2 115 новых автобусов из России.

Сравнение результатов продаж автобусов в январе-октябре 2011 года с итогами первых десяти месяцев 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню на 20,8%. Это – наименее неблагоприятный, среди всех трех секторов автомобильного рынка, показатель не преодоленного пока отставания. С сожалением приходится констатировать, что основной движущей силой восстановления автобусного рынка России выступает импорт, тогда как продажи автобусов отечественных производителей отстают от уровня их продаж в январе-октябре 2008 года (45 367 ед.) более чем на 40%.