avto-salonДля покупки новенькой иномарки по старой цене остается всего три месяца. В конце марта Межведомственная комиссия по международной торговле подведет итоги расследования относительно обращения украинских автопроизводителей.  Потом может появиться специальная заградительная пошлина на ввоз иномарок, за которой последуют квоты. Импортеры утверждают, что в таком случае подорожают импортные, а затем и отечественные авто

Превышение скорости

Прошлый год для украинского авторынка стал переломным. Впервые после кризиса продажи быстро пошли в рост. За год куплено более 220 тысяч новых автомобилей. «Это более чем на треть превышает продажи 2010 года, — сказал директор отдела стратегического развития Международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Алексей Терещенко. — Продажи иномарок выросли почти на 40%. В нынешнем году мы рассчитываем на такую же динамику рынка. Основным драйвером роста станут автовладельцы, которые купили авто в салонах в 2006—2007 году, но не обновили их до сих пор. Таких, по нашим подсчетам, в Украине порядка 300 тысяч человек».

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко называет меньшую цифру. По мнению эксперта, в этом году новыми машинами разживутся порядка 260 тысяч украинцев. «Финансовая составляющая рынка увеличится за счет Евро-2012 и связанного с чемпионатом притока денег в страну. Так же на ситуацию повлияет проведение осенних парламентских выборов, ведь именно в такие моменты обеспеченные украинцы готовы на многое, чтобы добиться лояльности электората», — считает Назаренко.

Позитивно настроены и импортеры. По словам директора по продажам Porsche Finance Group Анастасии Стекловой, зарубежные компании-производители в этом году очень рассчитывают на украинских автолюбителей. «Европейские рынки сокращаются, — говорит Стеклова. — К примеру, в прошлом году по продажам новых автомобилей в еврозоне был опять зафиксирован небольшой спад. Причем падение продаж продолжается с начала кризиса, и на текущий год прогнозы также не радужные. Поэтому те квоты, которые производители раньше давали на Европу, будут перераспределяться на такие страны как Украина».

Ропот автопрома

Несмотря на позитивные прогнозы, все планы импортеров и надежды автолюбителей могут остаться лишь на бумаге. В марте завершится специальное расследование, которое сейчас проводит Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ). Причиной расследования стало ходатайство ассоциации «Укравтопром». В нем отечественные производители настаивают на угрозе, которую импортеры наносят украинской автомобильной промышленности. Если комиссия согласится с аргументами заявителя, для иномарок могут быть установлены квоты на ввоз. Также комиссия может ввести специальную заградительную пошлину на тот срок, пока наш автопром не наберется сил для полноценной конкуренции.

По утверждению заместителя председателя правления по автопроизводству корпорации «УкрАвто» Олега Папашева, основания для принятия такого решения есть. «Украина, наверное, единственная страна, правительство которой ничего не сделало в период кризиса для регулирования рынка в плане поддержки национального автопрома. При этом на фоне сокращения спроса на внутреннем рынке доля иномарок в продажах постоянно растет. Большие объемы импорта ухудшают внешнеторговый баланс. К примеру, по итогам прошлого года из страны было вывезено машин на $333 млн, а завезено на $2,7 млрд. Это треть отрицательного торгового баланса, поэтому правительство, очевидно, примет какие-то меры», — считает Папашев.

Какими будут эти меры, представитель «УкрАвто» сказать затруднился. «Идеальным для производителя станет стопроцентный запрет на ввоз иномарок в страну, но если импортеры согласятся на 10% рынка, возражений от нас не будет», — отшутился Папашев. Между тем эксперты дают различные прогнозы. К примеру, Назаренко обращается к прецедентам и вспоминает 2002-й год. Тогда аналогичное расследование проводилось относительно импорта российских автомобилей и спецпошлина была установлена на уровне 31,7%. Вместе с НДС и акцизом ставка составила 40%, а в рознице машины подорожали вполовину. Сценарий с квотами тоже может быть доведен до абсурда: в прошлом году узбекам, которые завозили в Украину 7,2 тыс. авто ежегодно, выдали разрешение на импорт в нашу страну всего трех авто.

В то же время Назаренко убежден, что в марте комиссия решения не примет. «Мы в любой момент готовы предоставить доказательства того, что никаких специальных защитных мер Украине не нужно. Это нам даже повредит: к примеру, Европейская ассоциация автопроизводителей заявила, что такие шаги могут вызвать срыв подписания соглашения о создании ЗСТ. Однако слушания по делу, которые должны были пройти на этой неделе, не состоялись в связи с непредвиденными обстоятельствами у заявителя. Скорее всего, в таких условиях спецкомиссия не успеет в срок и пойдет на продление расследования. По закону, процесс можно отсрочить на два месяца», — говорит гендиректор ВААИД.

Беги, Ланос, беги

Итак, для покупки новенькой иномарки по нынешним ценам у украинцев осталось около трех месяцев. Затем импорт подорожает из-за пошлин или станет дефицитом из-за квот. В результате выиграет только один игрок автомобильного рынка — национальный. По прогнозам экономистов, в таких условиях отечественный производитель наверняка не удержится от соблазна также повысить цены. Аргументов в оправдание такого шага, традиционно будет найдено немало: от подорожания энергоносителей, до повышения зарплат рабочим автозаводов. К слову, в истории отечественного автопроизводства не было и года, чтобы наши машиностроители не сетовали на жесткую конкуренцию и не требовали немедленного введения квот на иномарки. По одному из таких нелепых с точки зрения рыночных отношений проектов, импортеры могли ввозить в Украину всего три узбекских автомобиля.

Если же украинские чиновники забудут о всех законах современного рынка, пойдут на поводу у мощного автостроительного лобби и введут квоты, потребитель окажется в сложной ситуации.

Будущие автомобилисты серьезно проиграют как по качеству, так и в цене. «Нужно учесть, что сегодня в Украине есть лишь один завод-производитель автомобилей, ЗАЗ (корпорация «УкрАвто»), — комментирует независимый эксперт автомобильного рынка Андрей Сидоренко. — Поэтому введение любых заградительных мер для импортных авто приведет к логичному финалу: украинско-китайскую ЗАЗ-«Forza» можно будет продавать, начиная не от $10 тыс., а от $12 тыс.».

Кроме того, хорошую фору получат другие авто украинской сборки. Это Lanos, Sens и Kia, которые также собираются на ЗАЗе; SsangYong и Geely от корпорации «АИС»; Hyundai от компании «Богдан» и Skoda Octavia от «Еврокара». Не для кого не секрет, что эти модели сейчас конкурируют с автомобилями иностранного производства за счет сравнительно низкой цены. Чаще всего их покупают те, кому не хватает средств на приобретение более качественных западных авто. Ограничение импорта позволит нашим сборщикам не только нарастить объемы продаж, но и поднять стоимость своих машин, как минимум, на 10—15%.

Правда, есть еще одна версия развития ситуации. Она неофициальная, но в последнее время звучит все чаще. Некоторые эксперты вполне аргументировано доказывают, что расследование МКМТ есть результат договоренности импортеров с национальным производителем. Именно шумиха вокруг расследования в прошлом году помогла авторынку нарастить продажи. Люди, которые долго не решались купить авто, узнали о возможном подорожании иномарок и буквально побежали в автосалоны. Поэтому, уверяют аналитики, вводить квоты или пошлины пока нет особого смысла. Гораздо выгоднее держать покупателя в напряжении и постоянно стимулировать спрос.

ДЕСЯТКА САМЫХ ПРОДАВАЕМЫХ АВТО В 2011 ГОДУ*

Марка авто

Количество
шт.
Доля рынка, в %
Рост продаж
в год

VAZ (LADA)

29 025

13,16

16,5

HYUNDAI

22 774

10,32

64,5

ZAZ

20 380

9,24

36,8

TOYOTA

13 731

6,22

37,2

RENAULT

11 944

5,41

40

CHEVROLET

11 544

5,23

31

SKODA

11 075

5,02

48

VOLKSWAGEN

10 928

4,95

131,6

FORD

10 825

4,91

38,2

NISSAN

9 935

4,50

78,7

*Данные компании AUTO-Consulting

КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ В УКРАИНЕ*

Год

Сколько тыс. авто продано

2005

256

2006

371

2007

542

2008

623

2009

162

2010

162

2011

220