Помните мультфильм про Карлсона? "Уберите ваших детей от наших голубых экранов". В каждой шутке есть доля правды: чрезмерное увлечение телепередачами негативно влияет на развитие речи малыша.

Уход за крохой — это труд: постоянно приходится следить за непоседой, развлекать его, при этом занимаясь домашними делами. В суматохе мы мечтаем о волшебном средстве, которое займет ребенка, чтобы мама могла отдохнуть или заняться своими делами. И таким средством часто становится телевизор. А можно занять интересными игрушками. Например можно купить собаку Чи чи лав и носить в сумочке везде.

Веские аргументы „против”

Чего проще: нажал кнопку — малыш притих, сидит и смотрит. Да, задача занять кроху выполнена, но как повлияет телевизор на развитие ребенка? Ученые рекомендуют ограничивать время просмотра телевизора, стараться вообще обойтись без него в жизни малышей до 2-3 лет. Почему?

1. ТЕЛЕВИЗОР УЧИТ ЛЕНИТЬСЯ

Каждое последующее поколение чуть ленивее предыдущего. Физически мы работаем меньше наших предков, наши дети гуляют на улице реже, чем мы в свое время. Мы привыкаем проводить вечера у телевизора, вместо того чтобы отправиться на прогулку. Хотя физическая активность в раннем возрасте необходима для развития умственных способностей и речи детей.

Кроме физической есть еще и эмоциональная лень. Вместо того чтобы общаться со сверстниками, родителями, бабушками и дедушками, заботиться о них, любить, наши дети смотрят, как это делают актеры и персонажи мультфильмов.

В результате ребенок становится пассивным в общении, скупым на проявление чувств и высказывание мыслей, не стремится к творчеству и самовыражению. Если малыш примет как норму привычку смотреть телевизор, подростком он не будет знать, чем себя занять, вся деятельность, требующая приложения физических и умственных сил, будет ему скучна. Привить любовь к чтению будет сложно: это трудоемкий мыслительный процесс.

Кроме того, задача ТВ-программ — развлекать, а не обучать или воспитывать. Во многих из них можно увидеть элементы агрессии и конфликтов. Дети не фильтруют содержание происходящего на экране, они воспринимают это как норму.

2. ТЕЛЕВИЗОР НЕГАТИВНО ВЛИЯЕТ НА РЕЧЬ

Исследования доказывают, что телевизор негативно влияет на умственные способности. Дети, которых „воспитывал” голубой экран, страдают недоразвитием речи, эмоций и психического развития. Память у таких ребят слабая, образное и аналитическое мышление не развито, им тяжело воспринимать информацию на слух и концентрироваться.

Дело в том, что в телепередачах используется много сильных раздражителей (постоянная смена картинок, громкие звуки, яркие образы), которые привлекают непроизвольное внимание крохи. Развитие речи происходит только тогда, когда ребенок концентрирует внимание на определенном объекте (например, смотрит на кота — вы говорите слово „кот” — происходит связь объекта со словом). Поток же информации из телевизора настолько велик, что дети не успевают осмыслить и переработать увиденное. Мозг выхватывает то одно, то другое, не может установить связь между обрывками и начинает мыслить отрывочно, нелогично.

Для правильного формирования речи малыш обязательно должен видеть мимику взрослого при произношении слов, четко слышать все звуки, иметь возможность повторить звук и послушать свой голос. „Телевоспитанники” лишены этого, отсюда и проблемы с речью.

3. ТЕЛЕВИЗОР НАРУШАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СВЯЗЬ МАЛЫША И РОДИТЕЛЕЙ.

Даже если вы смотрите мультики вместе с детьми, общения не происходит. А вот когда мама играет с крохой, читает ему или просто разговаривает с ним, это моменты, которые малыш будет помнить всегда. Именно такое живое, теплое общение, заинтересованность со стороны взрослого в маленьком человеке помогает гармоничному развитию, в том числе и речи.

Что же делать?

Телевизор настолько крепко обосновался в нашей жизни, что отказ от него воспринимается чуть ли не как отказ от еды. Но на самом деле существуют семьи (и таких становится все больше), которые сознательно отказались от телевизора в доме. Анна: „Мы с мужем решили попробовать не смотреть телевизор и не включать его детям. Первые ощущения без телевизора — это ощущения пустоты, когда не знаешь, чем занять ноющихдетей. А потом мы снова открыли для себя настольные игры, конструкторы, рукоделие, семейное чтение, прогулки. Дети стали более дружными. Старший усерднее делает домашнее задание, что положительно сказалось на учебе. Всего за месяц мы стали более активными и дружными, чем были”.

Не обязательно навсегда отказываться от телевизора. Но помните о совместном чтении, играх, творчестве, спорте. Любые дела, насыщенные общением, помогают детям обогатить словарный запас, развить речь, учат думать и анализировать. Вы, но никак не телевизор, сможете вырастить детей счастливыми и успешными. МР

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Эти простые, но эффективные правила помогут вам взять от телепередач и мультфильмов лучшее и исключить у ребенка зависимость от телевизора

1. Тщательно выбирайте мультфильмы и передачи для детского просмотра. В них не должно быть агрессии и насилия.

2. Смотрите передачи вместе с ребенком, комментируйте происходящее и обсуждайте сюжет и действия героев, задавайте вопросы.

3. Проведите эксперимент: попробуйте не включать телевизор хотя бы несколько вечеров подряд, вместо этого почитайте книги. Это будет лучшим времяпрепровождением, которое только можно придумать для развития речи малыша. Поговорите про главных персонажей, спросите, как бы ребенок поступил на месте главного героя.

4. Старайтесь побольше читать. Правильно подобранная книга может стать даже своеобразной терапией в случаях, когда ребенку тяжело совладать с какой-либо ситуацией или найти выход из положения.