Мы отправились в самую настоящую гончарную мастерскую - для того, чтобы узнать все премудрости этого волшебного дела и рассказать вам о них. И, быть может, разжечь желание обучиться новому хобби.

Экскурс в мир гончарного дела для нас провёл Александр, чьё мастерство насчитывает два десятилетия. И началось погружение с истории. Единственное отличие техники современной от техники древних мастеров - это электричество. Раньше в Греции маховик крутился усилиями рабов, а сам гончар был только художником, выполняющим различные вещицы из глины. А сейчас у круга есть педаль, которая и раскручивает рабочую поверхность. Но ни принцип работы мастера, ни сам гончарный круг не менялись уже пять, а то и семь тысяч лет. Однако ведь и до появления этого устройства люди создавали изделия из глины. И базовый способ - это отминка, то есть глина просто «отминается» руками в нужную форму. Задача посложнее - сплести основу большой вазы из лозы и хорошенько обмазать её глиной. И благодаря этому методу при обжиге дерево сгорает, а форма остаётся. Или, например, шили мешок по форме изделия, засыпали его песком и так же облепляли глиной, а когда песок спускали - оставалась ёмкость. Самый распространённый способ, происходящий из древности, - жгутовой. Из глины делаются колбаски, а из них далее выкладывается форма - как стена из кирпичей. Но всё это - очень долгие процессы, и керамика не всегда была эстетическим направлением. Так нам стало понятно, что данная экскурсия намного интереснее, чем когда мы посетили интернет магазин канцелярских товаров, хотя разнообразные изделия из бумаги и необычные офисные мелочи смогли удивить нас.

Существует мнение, что гончарный круг появился раньше, чем колесо, - и нам сейчас это кажется почти очевидным, очень вероятным. Его изобретение стало революцией! Потому что это ускоряет изготовление, и опытным мастером ваза на 8 литров делается 5-10 минут, только и успевай подавать глину. А вот уже позже, в средние века, появилось шликерное литьё. Именно посредством этой техники изготавливается вся посуда. И это уже не ручная работа, здесь отсутствует творчество. Шликер - это жидкая глина, в ней много воды. Такая глина заливается в гипсовую форму, где гипс притягивает к себе воду, то есть содержащую её глину. Через час остатки массы из формы выливаются, а то, что осталось, - становится тарелками, кружками, которыми мы пользуемся. Эта техника заменила большую часть гончарного мастерства.

Глину, из которой мы сделали именную вазочку, Александр готовит по собственной! рецептуре. Все материалы добываются в карьерах в нашей области. Это две разные по жирности глины, которые очищаются от инородных тел, измельчаются и смешиваются в нужных пропорциях. Секрет в том, чтобы как раз сочетать разные глины. Существует белая или голубая глина, которая используется в косметике. И белая обская глина - это хороший абсорбент, в ней много коалина и минералов. А в красной глине, которую мы чаще встречаем в природе, много песка, она сухая и из неё производят кирпичи. Так вот, для пользы гончарного дела их нужно объединять, потому что сильно жирная глина будет «оплывать», а чрезмерно сухая - трескаться.

Гордость любого гончара - это идеальное изделие и его правильная форма. Важно выдержать пропорции и при этом сохранить тонкую стенку, изящность черенка. Это та самая работа, которая может совершенствоваться и совершенствоваться - и в которой приходится рисковать. Ведь стоит только сделать одно неправильное движение или переоценить свои возможности, как глина обвалится в процессе изготовления. Порой человек увлекается процессом, счастливый, а потом всё падает. Есть тонкая граница, которую нужно чувствовать, чтобы остановиться. В самом начале работаешь как грузчик, сильно давишь, мнёшь глину, требуется активная физическая сила. А затем - как хирург на операции.

Руки должны стоять чётко, не дрожать, не двигаться, в некоторые моменты даже задерживаешь дыхание, когда выводишь тонкую деталь. Это медитативный процесс. И описать его поэтапно попросту невозможно, так завораживают это равномерное вращение круга и движения рук мастера.

Есть масса секретов в работе гончара. Это и правильная скорость вращения, которую выбирает мастер, и различные приёмы создания фактуры изделия. Например, можно вминать в глину мешковину или листья лопухов. Или легонько провести тонким предметом по поверхности изделия. Но, прежде чем это делать, нужно дать изделию немного подвялиться, обсохнуть. После чего любой предмет проходит процесс сушки. Здесь нельзя торопиться, и, в зависимости от сложности вазы или горшочка, может пройти пара дней, а то и больше недели, да ещё и в специальных условиях.

А вот теперь узнаем, почему. Следующий этап - обжиг. В глине содержится вода, а при нагревании она начинает закипать и превращается в пар, и вот тогда сырое место трескается. У керамистов часто случается такой брак. Температура в печи достаточно быстро доходит до 500 градусов, и именно в этот момент могут случиться трещины. А до 1000 градусов печь нагревается уже медленнее. После обжига глина меняет цвет, и изделие готово к росписи или глазурированию стеклянной крошкой.

Сейчас можно увидеть все эти чудеса и побывать на экскурсии в здании, которое в своё время являлось складом одной из двух крупнейших фабрик в Новосибирске. Когда-то на рынке нашего города совсем не было авторской интересной керамики. И почти 20 лет назад, в 1998 году, случился взлёт гончарного мастерства. Изделия фабрики «Корн» выставлялись в Лейпциге и Париже, их возили в Москву и Петербург. Фабрика регулярно делала свои выставки и принимала участие в экспозициях Дома Учёных в Академгородке, в «Сибирских ярмарках» и ландшафтных выставках. На производстве тогда работало около 100 человек. Было три гончара, литейный цех, цех лепщиц, цех росписи; были отдельный гипсомодельный и гипсолитейные участки для шликерного литья. А потом появились изделия из Китая, и постепенно производство сокращалось, пока директора и вовсе не пришли к мнению, что гончарная фабрика в Сибири - это невыгодно. Сейчас фабрика перешла на уровень оказания услуг, полностью отказавшись от производства. И наш герой Александр последние три года занимается преподавательской деятельностью, передаёт свой огромный опыт.

Экскурсии проходят на фабрике практически каждый день. Любой желающий может научиться древнему гончарному мастерству. Здесь есть и детские группы, ведь кому, как не детям, интересно пробовать делать что-либо своими руками. Но и взрослые люди способны освоить профессию гончара в совершенстве, если их не остановит необходимость приобретения гончарного круга и печки. А если и остановит, то за маленький или большой курс можно изготовить как одну вазочку, что сделали мы, так и целый сервиз для домашнего использования. Особенно увлекательно то, что всё это происходит в два этапа: создание, а после декорирование получившихся творений.

Гончарное дело - это то, во что вкладывается душа мастера, то, чем хочется гордиться. И как же жаль осознавать, что в 21 веке этому мастерству не находится места. Хотя кто знает - быть может, скоро это станет новым трендом.

текст: Ксения Могиленко, источник: САХАР