Подводя итоги пивного сезона, пивовары пожимают плечами. Несмотря на активное лето, когда потребители традиционно покупают больше пива, и проведение крупного футбольного чемпионата, ситуация на рынке пива в Украине складывается не самым лучшим образом.
Согласно данным Госкомстата, в первом полугодии 2012 года рынок пива Украины по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (наиболее успешного за последнее десятилетие), сократился более чем на 14%, или на 16,4 млн дал в натуральном выражении. На практике, эта цифра вполне соответствует годовому объему производства
Показатели рынка По экспертной оценке ЧАО «Укрпиво», за 8 месяцев 2012 года в Украине произведено 221,3 млн дал пива, что составляет 100,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отсутствие производственного роста налицо.
Сейчас в Украине производится около 400 сортов пива. В структуре производства наибольшую долю — 49% занимает пиво в ПЭТ упаковке, в бутылках — 34%, в кегах — 11%, в металлической банке — 6%. При этом на пике сезона, в июне, когда в стране проводился чемпионат Европы по футболу, производство пива увеличилось к аналогичному месяцу 2011 года на 6% — до 38,1 млн дал
Масла в огонь добавляет и принятие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», запрещающего производство и оборот алкогольной продукции в пластиковой потребительской упаковке (в том числе ПЭТ). Также украинские производители пива считают неоправданным и запрет продажи пива в малых архитектурных формах, предусмотренный проектом закона Украины «О внутренней торговле». По мнению пивоваров, существующие средние показатели торговой площади — 190 м² на 1000 жителей Украины недостаточно для реализации всех видов продукции на душу населения. По словам генерального директора компании «Укрпиво» Галины Кореньковой, в Европе этот показатель составляет не менее 700 м² на тысячу жителей страны. Поэтому если сократится нынешнее количество торговых площадей — то пиво будет просто негде реализовывать, и предприятия будут находится на грани закрытия, а рынок труда наполнят безработные продавцы.
А вот импорт пива в Украину продолжает увеличиваться. По данным Госкомстата, за
Крупнейшими импортерами пива в Украину остаются Россия, Бельгия, Германия и Чехия. Рыночные новшества Самыми значительными изменениями на рынке пива Украины в этом году можно назвать несколько событий, связанных с деятельностью большой «пивной четверки» игроков. Например, «Миллер Брендз Украина» расширила свое производство на 34%. Это произошло
Еще один из крупнейших украинских производителей пива — компания «САН ИнБев Украина» расширила ассортимент своих торговых марок пива. К примеру, в феврале пивной бренд «Чернігівське» выпустил новое европейское пиво
Как полагают эксперты, до конца года объем производства украинского пива может «просесть» еще на 1,5–2%. Тогда отрасль сделает два шага назад, поскольку в 2011 году был отмечен спад по уровню среднего потребления пива в стране, примерно с 63 -х до 61 литра в год на душу населения. Как считает технический директор «Миллер Брендз Украина» Василий Басманов, рынок пива и отрасль в целом имеют значительный потенциал для роста в ближайшее время — еще как минимум на треть от нынешнего состояния. С другой стороны, в следующем году рост украинского рынка пива вряд ли состоится.
По прогнозам некоторых украинских производителей, средняя цена на пиво в Украине вырастет на 15% еще до конца 2012 года, в зависимости от того, как будет складываться конъюнктура на рынке зерновых в конце сезона сбора урожая. Тем не менее несмотря ни на что, пивовары настроены оптимистично и не теряют надежды на исправление ситуации и повторение результатов 2011 года. Аналитик ИГ «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко к следующей весне прогнозирует рост общего потребления пива в Украине на 3–4%. По словам Галины Кореньковой, сегодня пивная отрасль Украины прилагает максимум усилий, чтобы продолжать развиваться, а также привлекать инвестиции и новые технологии в Украину.