Европа и Россия активно поят своих школьников бесплатным молоком, помогая таким образом и здоровью нации, и молочным производителям. Украина делает на этом пути только первые шаги

Во времена развитого социализма все школьники младших классов обязаны были ежедневно выпивать стакан теплого молока. Родители платили за здоровый напиток для своих детей сущие копейки — около двух рублей в месяц. Остальные затраты государство брало на себя. А для детей из многодетных семей молоко и вовсе выдавали бесплатно.

Этот ежедневный стакан была кошмаром моего детства. Раз в полгода мама была вынуждена брать у знакомого врача справку, которая освобождала меня от необходимости пить молоко. До сих пор его не люблю.

Между тем рациональное зерно в такой заботе государства было, ведь молоко гораздо полезнее сладкой газировки. После развала СССР о молочной практике в украинских школах забыли. А заболеваемость детей 7–14 лет, по данным Минздрава, за первое десятилетие независимости подскочила на 25%. Самыми распространенными стали заболевания органов пищеварения (23,7%). Дело в том, что молоко содержит более двухсот различных органических и минеральных веществ. Выпивая 0,2 литра натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24% витамина А и до 16% необходимых жиров и белка.

Советский Союз был не одинок в молочном начинании. «Международному опыту по поставкам субсидированного молока в школы около 80 лет. Подобные программы работают в семидесяти странах. Китай, который всегда считался немолочной страной, благодаря экспериментам, доказавшим целесообразность употребления этого продукта, за последнюю четверть века нарастил его производство в 13 раз, а потребление на душу населения увеличилось в десять раз», — отметил заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации (УАК) Александр Ярославский.

Milch, milk, melk, mjölk…

В Европейском союзе программа «Школьное молоко» существует с 1977 года, и связанные с ней расходы в последние годы увеличиваются. К примеру, в 2011-м на эти цели из общеевропейского бюджета было выделено 90 млн евро против 68 млн годом ранее. По предварительным данным, в прошлом году на это было направлено свыше ста миллионов евро. По данным европейской палаты аудиторов, 75% стоимости общеевропейской программы финансируют шесть государств — Германия, Франция, Италия, Польша, Швеция и Великобритания. Как утверждают в Европейской комиссии, ежегодно 25 млн школьников получают более 300 тыс. тонн молока и молочных продуктов.

Два года назад максимальный объем молока для детей, на который распространяется субсидия, вырос с 0,2 до 0,25 литра в день на одного ученика. Производители получают 18,15 евро дотации за каждые сто килограммов молока. При этом среднеевропейская закупочная цена на этот продукт составляет 30–36 евро/100 кг. Еще часть затрат берут на себя местные бюджеты. Например, власти Валлонии (в этот регион входят пять южных провинций Бельгии) удвоили европейские субсидии, в результате чего компенсации производителям молока выросли до 36 евро/100 кг.

Во многих странах ЕС ученики потребляют не само молоко, а молочную продукцию. Так, во Франции традиционно субсидируют порции сыра или йогурта в школьной столовой, в Италии — пармезан в тарелке с макаронами или моцареллу в салате. В Швеции школьники самостоятельно наливают себе молоко во время обеда в столовой, в Германии ароматизированное молоко в упаковке продается в школьных буфетах по сниженным ценам. В Великобритании и Польше упакованное молоко реализуется со скидкой или вовсе бесплатно распространяется в детских учебных заведениях.

По данным европейской палаты аудиторов, бесплатно в ЕС распространяется 23% молока, а еще 33% продается по сниженным ценам. Правда, в случае бесплатной раздачи этого продукта бюджет объединенной Европы может компенсировать не более 25% цены, остальная субсидия выдается за счет местных ресурсов. И региональные власти на такие затраты идут, поскольку это качество здоровья общины.

Помимо своей основной цели — приучить молодежь к здоровому питанию, программа по задумке  должна была способствовать стабилизации молочного рынка. Правда, влияние этих субсидий оказалось более чем скромным: на школьное молоко приходится лишь 0,28% от общего объема производства этого продукта в Евросоюзе.

О программе «Школьное молоко» вспомнили и россияне — она стартовала весной 2005 года, хотя сделать ее общенациональной пока не удалось. Проект работает в Москве, Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Карелии, Хакасии, а также в Ленинградской, Кемеровской, Белгородской, Ульяновской, Самарской, Вологодской, Калужской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Львиную долю финансирования предоставляют местные бюджеты. В программе участвуют свыше двух миллионов школьников, хотя всего в стране насчитывается 13,4 млн учащихся школьного возраста.

Рідні корівки

По утверждению медиков, украинцы употребляют лишь 60% молочных продуктов от рациональной нормы. Ежегодно дети в возрасте от 6 до 18 лет должны получать цельного молока и кисломолочных напитков  по 82,1 кг, творога — 20,7 кг, сливочного масла — 12,8 кг, сметаны — 7,3 кг, твердых сыров — 4,3 кг. Сейчас украинские дети в среднем ежедневно выпивают лишь по 20 мл молока в день против 200 рекомендованных миллилитров.

В нашем государстве программа «Школьное молоко» реализуется пока только в Харькове. Она стартовала в 2009 году при поддержке Харьковской городской госадминистрации, Национальной ассоциации «Укрконсервмолоко» и компании «Тетра Пак Украина». В проекте ежегодно принимают участие около 11 тыс. первоклассников города — то есть почти все. «За это время предпринимались попытки привлечь к программе другие регионы. Пилотные проекты были реализованы в некоторых школах Донецкой области, Умани, одной из школ Луганска. Основным барьером, как правило, выступает отсутствие финансирования из локальных бюджетов», — сообщила куратор программы «Школьное молоко» в компании «Тетра Пак Украина» Анна Якименко.

Правда, в июле 2012 года Кабинет министров принял постановление, предписывающее внести изменения в региональные бюджеты и отдельной строкой выделить в них статью расходов на школьное молоко. Но пока воз и ныне там.

Производители, естественно, настаивают на утверждении общенациональной программы «Школьное молоко» и гарантиях целевого финансирования, ибо местные бюджеты зависимы от центра. «От реализации программы выигрывают как молочные производители за счет увеличения объемов перерабатываемого сырья, так и государство благодаря снижению уровня заболеваемости среди детей и, как следствие, уменьшению затрат на здравоохранение», — подчеркнула Якименко.

Молочники видят в такой программе свой интерес. «Для производителей молока в числе прочего необходима гарантия сбыта своей продукции по рыночным ценам. Не секрет, что наша молочная промышленность с учетом членства Украины в ВТО работает в условиях жесткой конкуренции с сильно дотируемой продукцией из ЕС и Беларуси», — говорит Александр Ярославский. В УАК подсчитали, что на реализацию программы в масштабах страны ежегодно необходимо 924 млн гривен и 161 тыс. тонн молока в год. По данным Госстата, в 2012-м в нашей стране было произведено 11,4 млн тонн этого продукта.

Впрочем, о полезности предлагаемого школьникам молока можно поспорить. Сегодня оно ради безопасности ультрапастеризуется и разливается в асептическую порционную упаковку — пакеты по 200 мл с трубочкой. В прошлом году общий объем производства промышленного (упакованного) молока составил 535 млн литров. На реализацию программы в Харькове ушло 267 тыс. литров. Для запуска программы на национальном уровне необходимо 13,6 млн литров упакованного молока — исходя из того, что общее количество первоклассников составляет около 389 тыс. человек, и каждый из них будет выпивать 0,2 литра молока 175 дней в году. Если же поить учащихся всей начальной школы (с первого по четвертый класс), то понадобится 57 млн литров.

Не только молоко

Помимо программы «Школьное молоко», в Европейском союзе действует программа «Фрукты в школе». Она была запущена недавно — в 2009/2010 учебном году. Причем, в отличие от молока и молочных продуктов, фрукты и овощи для школьников выдаются полностью бесплатно — за счет общеевропейского и государственных бюджетов стран-членов. Помощь ЕС составляет от 50 до 75% от стоимости продукции. Субсидия выплачивается непосредственно поставщику фруктов и овощей.

Когда шло обсуждение этой программы, Европейский парламент предлагал ежегодно выделять на ее реализацию 500 млн евро. Однако в результате был принят фиксированный бюджет в размере 90 млн евро в год — на пробу (для программы «Школьное молоко» размер бюджета ежегодно пересматривается). В первый год на школьные фрукты было потрачено всего 33 млн евро, поскольку не все страны-члены ЕС были готовы. Реализовать программу в полном объеме сумела только Италия. А, к примеру, в Польше не смогли ни финансирование наладить, ни поставщиков подобрать.

Однако уже через год, убедившись в эффективности программы «Фрукты в школе», почти все государства Евросоюза увеличили соответствующие бюджеты.

Автор: Ирина Чухлеб