Украинский рынок замороженного и охлажденного мяса имеет большой потенциал развития. Для нормального функционирования организму человека нужно потреблять 80 кг мяса в год, в Украине в 2012 году потребление составило чуть более 54 кг. Наименеевосполненным является потребление говядины, производство которой в 2012 году составило 9,1 кг на человека.

Исходя из статистических данных о животноводстве в Украине, можно утверждать, что общая численность поголовья коров из года в год стремительно уменьшается.  Основная причина, которая обусловливала и продолжает оказывать влияние на постепенное вырезание КРС в Украине – снижение спроса на говядину и телятину со стороны мясоперерабатывающих предприятий.

Что касается происхождения говядины, то украинский потребитель на протяжении многих лет имеет возможность  покупать продукцию отечественного производства. Практически весь предлагаемый ассортимент говядины и продуктов из нее  является результатом деятельности украинских заводов и мясокомбинатов. Однако в последнее время наблюдается незначительный рост объемов импорта говядины, что спровоцировано высокими ценами на внутреннем рынке Украины.

В силу того, что объем производства говядины в Украине снизился, а количество импортируемой продукции не демонстрирует внушительных объемов, емкость данного рынка не прекращает уменьшаться.  В 2010 году наблюдалось сокращение емкости рынка говядины в натуральном выражении на 23,2%. В 2011 показатель уменьшился, таким образом, в натуральном выражении он ровнялся 59,8 тыс. тонн говядины.

Однако уже в 2012 году, благодаря сохранению объемов производства данного продукта (69,3 тыс. тонн), темп прироста емкости рынка имел не такие низкие показатели, как в предыдущем году (-5,5%).

Структура рынка мяса показывает, что лидирующие позиции на нем занимает мясо птицы. В связи с тем, что стоимость килограмма курятины в 2,5-3 раза меньше килограмма свинины или говядины, спрос на нее, в связи с низкой платежеспособностью украинцев, остается традиционно высоким. Кроме того, в колбасных изделиях отечественного производства все чаще преобладает мясо птиц в виде фарша. Говядина имеет наименьшую долю рынка, которая составляет 4,4%. Если уровень жизни населения не повысится, объемы потребления мяса птицы в дальнейшем будут только возрастать.

Диаграмма 1

Структура рынка мяса в Украине в 2012 году, в натуральном выражении, %

 

                          

Источник: по данным Госкомстата Украины, оценка Pro-Consulting

Мясо в охлажденном виде преобладает на украинском рынке, его доля по итогам 2012 года составила 78%. Основная масса замороженного мяса на рынке производится за рубежом. Более того, не всё импортное замороженное мясо реализуется на отечественном рынке, а его львиная доля идёт на реэкспорт.

По состоянию на 31 декабря 2012 года рынок охлажденной говядины в Украине был сконцентрирован в Винницкой (26%), Кировоградской (8,3%), Полтавской (7,6%), Сумской (7,2%), Житомирской (6,9%), Черкасской (6,4%) областях. Суммарная доля данных регионов в общем объеме составила 62,4%.

Винницкая область - один из важнейших сельскохозяйственных регионов Украины, она занимает первое место в стране по производству зерновых культур и сахарной свеклы. Основной специализацией сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности в животноводстве  является  производство мяса и молока. Именно поэтому, Винницкая область занимает наибольшую долю рынка по производству охлажденной говядины.

Диаграмма 2

Структура  рынка охлажденной говядины в зависимости от географического критерия по итогам 2012 года, в натуральном выражении, %

 

Источник: по данным Госкомстата Украины, оценка Pro-Consulting

Дальнейшее вырезание КРС в хозяйствах населения будет сдерживать падение объемов производства говядины и телятины на уровне 2-3% в год, что будет в свою очередь отражаться на уровне показателей потребления данной продукции населением.

Данный анализ позволяет проследить основные тенденции развития исследуемого рынка, а также узнать о перспективах его развития на ближайшие годы.

Аналитическое исследование от Pro-Consulting поможет Вам не только грамотно спланировать свой бизнес, но и избежать ошибок в дальнейшем и принять наиболее эффективные решения.

Ознакомиться с полным описанием и структурой исследования Вы можете, пройдя по  ссылке: marketing.rbc.ua