Украинцы покупают отечественные продукты, лекарства, книги и украшения, но импортную технику и авто. Всего по всем видам товаров нашего берут — 58%. При этом за последний год эта цифра понизилась, правда, незначительно — всего на 2%. В прошлом году своего покупали 60%.

Таков главный вывод из данных Госслужбы статистики, проанализировавшей, на что тратят деньги наши сограждане (главные позиции — см. инфографику). Прежде всего это касается продуктового рынка, ведь традиционно мы привыкли к еде отечественного производства, которая и дешевле импортной, и всегда есть на прилавках, особенно в глубинке. Исключение — рыба и морепродукты: более трети их — привозные. Особенно морская рыба, а не пресноводная (лещ, карп, карась и т. д.) 

Интересная ситуация с кофе и чаем: они у нас вроде и не растут. Но две трети чая и почти половина кофе, которые мы приобретаем, — отечественного производства. По словам президента Украналитцентра Александра Охрименко, так получается потому, что товар закупается оптом, а фасуется уже у нас. Либо конечный продукт (например, чай с добавками) производится и вовсе на наших предприятиях. По мнению эксперта, «украинского» чая-кофе будет все больше, потому что это удешевляет себестоимость продукции, но цена его не уменьшится.

Ездим на чужом

А вот с промтоварами все намного хуже: из «своего» мы покупаем только прессу (очевидно, почему), ювелирные изделия (они доступнее и дешевле за счет отсутствия ввозных пошлин), стройматериалы и лекарства. Во всем остальном предпочитаем импорт. С одной стороны — потому что у нас многое не производят (например, мобильные телефоны и компьютеры), с другой — потому что зарубежная продукция качественнее (телевизоры ибытовая техника), а по цене соотносима с техникой нашего производства.

То же касается и автомобилей, хотя, как разъяснил нам гендиректор ВААИД Олег Назаренко, более половины того, что формально считается импортом (в первую очередь китайский автопром) на самом деле собирается на наших заводах.

Не все так плохо с одеждой-обувью: по словам Охрименко, наш легпром работает на экспорт по давальческим схемам с европейскими брендами (к нам завезли сырье, вывезли продукцию; это выгодно, так как в Украине дешевле рабочая сила). Поэтому у нас есть костюмы и обувь made in Италия или Франция, хотя сделаны руками наших швей и сапожников. Но для большинства украинцев эти товары дороговаты, поэтому носим китайское, белорусское, российское. Собственная же обувь в Украине практически не производится. 

По мнению руководителя ИАЦ Forex club в Украине Николая Ивченко, в ближайшие год-два на рынке должна увеличиться доля украинской мебели: мы научились делать ее не хуже по виду, но лучше по качеству. Больше, по прогнозу эксперта, станут покупать украинской посуды (дешевые чашки-плошки из Китая врачи не рекомендуют, как вредные для здоровья), а также промышленных бытовых товаров: наши топоры, пилы, ведра, а также слесарный и садовый инструмент служат намного лучше и дольше, чем, например, более дешевые товары из Польши или России.

_-1_06

Перейдем на вино из Португалии

Подписание соглашения об ассоциации с ЕС ненамного изменит структуру потребления украинского рынка, но все же увеличит долю импорта. Причем случится это только через год-полтора, не ранее, считают эксперты. Продуктов это коснется мало: по словам Николая Ивченко, украинцы уже разобрались в качестве импорта, и не купят польские яблоки или турецкие огурцы-помидоры из-за того, что они станут дешевле наших. Хотя больше будут покупать польские сыры и вино из Испании и Португалии, так как они будут дешевле украинских аналогичного качества.

«Подешевеют на 3—5% импортные лекарства, мебель, посуда, парфюмерия и косметика, а бытовая техника вряд ли — из-за конкуренции прибыль там минимальна», — прогнозирует Ивченко. А вот аналитик консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник напоминает, что соглашение предусматривает отмену госдотаций для продуктов, импортируемых из ЕС к нам, поэтому не факт, что цены на них вообще снизятся.

Автор: Александр Панченко, www.segodnya.ua