Украинцы стали чаще делать покупки в иностранных интернет-магазинах. По данным исследования, проведенного компанией Gfk Ukraine, сейчас уже 26 % украинских интернет-пользователей отовариваются через интернет за рубежом. В прошлом году эта цифра составляла 18 %.

Дешевый сыр

Наиболее популярными товарами, которые украинцы приобретали на иностранных сайтах, стали одежда, аксессуары и подарки, бытовая техника и электроника. Значительно выросли по сравнению с 2012 г. категории «аксессуары и подарки» и «бронь отелей / покупка билетов».

По данным Gfk Ukraine, в пятерку самых популярных интернет-магазинов вошли американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com).

Одной из основных причин покупок за рубежом украинцы считают привлекательную цену. «Вышеперечисленные магазины конкурируют практически во всех категориях товаров именно по цене», — говорится в исследовании. Аналитики Gfk Ukraine утверждают: украинцы готовы ждать заказ дольше, чтобы получить желаемую вещь по более привлекательной цене. Также среди причин заказа товаров онлайн за границей достаточно часто упоминали, что «нужный товар был только там», и отмечали хорошее качество товаров (например, одежды для детей).

Аналитик Gfk Ukraine Дарья Перекосова рассказывает, что иностранные ресурсы конкурируют с украинскими и по уровню сервиса. Среди причин покупки за рубежом респонденты называют и то, что «на украинских сайтах часто нет обратной связи после бронирования, нет ответного e-mail или звонка-уточнения». Среди украинских интернет-магазинов стараются придерживаться определенных стандартов в обслуживании преимущественно крупные игроки рынка, рассказывает Перекосова. Крупнейшими торговыми онлайн-площадками в Украине, по данным Gfk Ukraine, являются Rozetka.ua, aukro.ua и slando.ua.

Новый рекорд

Основными игроками на рын ке трансграничных почтовых на прав лений являются компании «Укрпошта», «Міст Експрес», FedEx, DHL и UPS. По данным «Укрпошти», за два года число посылок, отправленных в Украину, выросло на 43 %. Заместитель генерального директора компании «Укрпошта» Геннадий Вовк вспоминает, что такого бума не было с середины 90-х. Тогда в пиковые годы наблюдался рост объема пересылаемых из-за границы посылок до 40 % в год. Но после 1995 г. рост замедлился, а ближе к 2000 г. зафиксировался на уровне 5 % в год.

Заместитель главы совета директоров компании «Міст Експрес» Михаил Панькив рассказывает, что в прошлом году его компания приняла из‑за рубежа на 60 % больше посылок, чем годом ранее. Основными направлениями он также называет Китай и США. По данным «Укрпошти», за девять месяцев 2013 г. в Украину из‑за границы пришел 1,7 млн посылок, 38 % из которых отправили китайцы. В 2011 г. объем посылок составлял 0,9 млн шт.

Китайцы становятся ближе

Геннадий Вовк рассказывает, что сейчас около 99 % китайских посылок проходит через «Укрпошту» — это обусловлено особенностями законодательства Китая. «Мы видим, что это очень перспективное направление. Хотя и там есть определенные сложности, которые мы в ближайшее время собираемся решить с почтовой администрацией Китая», — говорит Вовк. В частности, по его словам, у китайской стороны иногда возникают сложности с оформлением посылок: написанием названий улиц, городов, имен, фамилий. Из-за этого посылка может не прийти вовремя по адресу. Кроме того, срок доставки посылок из Китая сейчас довольно большой — до двух месяцев. Но у «Укрпошти» есть возможность сократить его до двух недель. «Почтовый администратор Казахстана сейчас строит хаб на границе с Китаем, к которому мы также собираемся подключиться», — рассказал Вовк. Первый договор с Казахстаном — на прием платежей — уже подписан.

В целом «Укрпошта» работает с почтовыми администрациями 158 стран мира.

Объемы продаж иностранных интернет-магазинов в Украине никто из игроков оценивать не берется. На рынке работает множество мелких серых игроков, рассказывает исполнительный директор компании «Элин», представляющей FedEx в Украине, Александр Павлюк. По его словам, с экспресс-перевозчиками лидирующей четверки работают большие интернет-компании.