Украинская ассоциация директ маркетинга (УАДМ) в сотрудничестве с Ukraine Digital News (UADN) и в партнерстве с ведущим венчурным фондом AVentures Capital завершили комплексное исследование рынка электронной коммерции Украины и выпустили полную версию отчета.

Масштабная работа стала возможной при поддержке Дельта Банка, Новой Почты, OLX, OSD Group и Prom.ua. Данное исследование — первая работа, систематизирующая рынок электронной коммерции Украины. К его результатам уже проявили интерес многие зарубежные игроки

В отчете детально раскрыта ситуация по итогам 2013 года, в разрезе объема рынка и анализа его основных сегментов. Дано описание ключевых игроков, потребительского поведения, основных сервисов, обслуживающих украинский e-commerce. А также представлена ситуация на рынке электронной коммерции по итогам первого полугодия 2014 года, тренды и прогнозы развития на 2015 год.

"Результаты 2013 года сегодня для нас особенно актуальны. Это последний докризисный год, по показателям которого можно судить о развитии рынка, строить прогнозы, опираясь на его природную динамику. Ситуация, в которой оказалась Украина в 2014 году, существенно отразилась на возможностях всех участников рынка электронной коммерции. И очевидно, что картина 2014 года будет в корне отличаться от планируемых ранее темпов развития. Оценить ее мы сможем, только имея конкретные цифры. Но итоги 2014 года позволят лишь констатировать, насколько существенны потери рынка. Вряд ли на этих тенденциях можно будет прогнозировать развитие рынка в стабилизирующейся экономике, на которую все надеются" Мария Авраменко, аналитик УАДМ

По данным исследования, в 2013 г. объем рынка e-commerce Украины составил около $ 2 млрд, рост относительно 2012 г. (порядка $1,6 млрд.) составил примерно 25%. Объем рынка с учетом продаж по каталогам достигает $ 2,2 млрд. Доля online-торговли в общем объеме розничного ритейла в 2013 г. составила около 2%.

График 1. Общий объем розничного ритейла, 2013 г., %

Наиболее крупный сегмент — электроника и бытовая техника, показавший около $ 1млрд в online продажах и более $ 6 млрд. по совокупным продажам online и offline. Следующими по значимости сегментами онлайн-продаж являются: билеты на транспорт, fashion (одежда и обувь), косметика и парфюмерия, товары для авто (продажа шин), товары для детей, книги, билеты (мероприятия). Наименее развитыми, но перспективными для развития сегментами продаж через интернет, по итогам 2013 года, являются строительные материалы, еда, товары для дома (мебель), ювелирные украшения и спортивные товары.

 График 2. Доли лидеров от общего объема сегмента "Электроника и бытовая техника" (по online продажам), 2013 г., %

Итоги первого полугодия 2014 г. на рынке электронной коммерции стали преимущественно отражением политической, экономической и социальной ситуации в стране.

Несмотря на увеличение количества интернет-пользователей и более глубокое проникновение интернета, заинтересованность потенциальных покупателей электроники и бытовой техники снизилась. Уже сейчас наблюдается рост объема сегмента на 30% в гривне, но снижение примерно на 20% в долларовом выражении, обусловленные постоянными валютными колебаниями. Последний "взрыв" продаж здесь наблюдался в апреле 2014 г.

К середине 2014 г. снизилась посещаемость интернет-магазинов одежды и обуви, вызванная в первую очередь нестабильной экономической ситуацией в стране и постоянными валютными колебаниями. Наблюдается склонность населения экономить — люди тратят деньги только на товары первой необходимости. При этом в первом полугодии 2014 г. прирост сегмента в online составил 7%, в сравнении с аналогичным периодом 2013 г.

Значительно вырос за первое полугодие 2014 г. интерес к товарам, размещенным в объявлениях торговых площадок. Аналитики Prom.ua отметили, что все больше украинцев покупают товары в интернете, отдавая предпочтение отечественным производителям. Отдельно стоит отметить рост спроса в 2014 году на строительные материалы.

Активно растут товары, которые относятся к категории "Безопасность и защита" (средства индивидуальной защиты, системы охраны и оповещения и т.д.). Представители Allbiz отмечают интерес потребителей к категориям товаров, обеспечивающим отопление помещения, оружию и обмундированию.

В Исследовании рассмотрены существующие на рынке электронной коммерции бизнес-модели. Дано описание украинского интернета, пользователей и онлайн-покупателей. Большое внимание уделено коммерции в регионах. Отдельные разделы посвящены описанию логистике, платежам и роли контакт-центров в e-commerce. Уделено внимание интернет-маркетингу, актуальным каналам продаж и перспективам cross-border-торговли. Представлены мнения венчурных фондов о перспективах инвестирования в украинский e-commerce.

"Электронная коммерция — это не выбор товара в интернете, это две составляющих: доставка товара и доставка денег. И если с первой у нас все неплохо, то вторая фактически отсутствует как явление. Мы убеждены, что электронная коммерция невозможна без развитой платежной инфраструктуры. Рынок Украины отстает от развитых стран даже не на годы, а на десятилетия. Но время с каждым годом течет все быстрее, и мы, как банк, делаем все, чтобы процент людей, которые сейчас платят в интернете (а это всего 5%), увеличился хотя бы до 50%. Для этого мы активно подключаем торговцев, учитывая реалии рынка, запустили мобильное приложение для Р2Р-переводов (актуально для мелких магазинов, принимающих оплату на карты собственников, и таких Р2Р-сервисов, как olx.ua) и внедрили виртуальную карту", — Марина Квашнина, Заместитель Председателя Совета Директоров по развитию бизнеса АО "Дельта Банк".

В исследовании акцентируется на том, что платежные модели и сервисы переводов с мобильного телефона сейчас являются одним из драйверов роста рынка электронной коммерции. Примером прорывных инноваций эксперты отмечают приложение Pay2You, которое позволяет осуществлять денежные переводы с гаджета по номеру мобильного телефона получателя. По прогнозам специалистов, в ближайшее время одним из основных каналов притока новых пользователей станет мобильный банкинг, в частности сервисы мобильных платежей и денежных переводов.

Организаторы Исследования отметили и тенденции развития рынка e-commerce в 2015 г.